Козлов Алексей Александрович - философ (1831 - 1900). Окончил курс в Московском университете. Первоначально примкнул к материалистическому направлению, но вскоре знакомство с сочинениями Конта, а отчасти и Канта привело Козлова к позитивизму, с точки зрения которого он подверг разбору ""Исторические письма"" Миртова-Лаврова (""Знание"", 1871, 3). Затем, под влиянием Шопенгауэра и Гартмана (его ""Философию бессознательного"" Козлов изложил под заглавием: ""Сущность мирового процесса"", Москва, 1873 - 1876), а также более близкого знакомства с Кантом, Козлов обнаруживает заметное тяготение к метафизике и, в частности, к шопенгауэровской философии воли (""Владимир Соловьев, как философ"", ""Знание"", 1875, 1 - 2). В 1876 году начинается профессорская деятельность Козлова в Киевском университете, конец которой был положен тяжкой болезнью в 1887 году. Несмотря на явное предпочтение философии Шопенгауэра (""Два основных положения философии Шопенгауера"", ""Киевские Университетские Известия"", 1877, 1), Козлов чувствует некоторую неудовлетворенность метафизикой воли (""Философские этюды"", часть I, СПб., 1876) и пытается отыскать новые основы для своего мировоззрения у Дюринга (""Философия действительности"", Киев, 1878). Остановившись на философии Платона (""Философские этюды"", часть II, Киев, 1880), Козлов порывает с философией Шопенгауэра и обращается к другим представителям новой философии, начиная с Декарта (""Генезис теории, пространства и времени Канта"", Киев, 1884). Затем Козлова особенно привлекают Лейбниц, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Гербарт и новейшие приверженцы философии Лейбница (Лоце и особенно Тейхмюллер). В окончательной форме свои философские воззрения, в основных чертах сильно напоминающий Тейхмюллера, Козлов изложил в периодически выходившем сборнике ""Свое Слово"" (№ 1 - 3, Киев, 1888 - 1890; № 4, СПб., 1892). В 1886 году Козлов начал издавать первый русский философский журнал ""Философский трехмесячник"", целиком состоявший из статей самого редактора. Свое философское миросозерцание Козлов называет панпсихизмом. Краеугольным понятием в нем является понятие бытия. Оно не образуется путем отвлечения; источником его служит первоначальное сознание. Будучи простым и непосредственным, это сознание представляет три области: сознание о содержании, сознание о форме и сознание о нашей субстанции. Все они дают материал для образования понятия бытия, но самое это понятие составляет особую группу сознания, а именно о формах или способах отношения между элементами первоначального сознания. Таким образом, понятие бытия имеет своим содержанием знание о нашей субстанции, ее деятельностях и содержании этих деятельностей в их единстве и отношении друг к другу. Все познание опирается, в конце концов, на познание ""я"". Мы переносим эти понятия на другие субстанции. В мысли о бытии и сущности действительного мира надо совершенно устранить время и не вводить его в наше понятие мира. Время, помимо акта мысли и представления субстанций, не имеет никакого смысла и полагается только ими. За идеею пространства Козлов также отрицает всякую реальность. Образование этой идеи не может быть объяснено при помощи ассоциации, так как это объяснение попадает в ложный круг. Развитие идеи пространства проходит через стадии субъективного, объективного и геометрического пространства. В этом процессе главную роль играет наша мыслящая деятельность, так что основные свойства, мыслимые нами в идее пространства, суть на самом деле признаки не пространства, которое само по себе не имеет никакой реальности, а нашей мыслящей деятельности, которая по поводу ощущений созидает эту идею. Если же пространство и время не существуют сами по себе, то не существует в действительности и все находящееся в пространстве и времени. Существует только духовный мир, т.е. духовные субстанции с их деятельностями и отношениями, а наши тела и весь материальный мир суть только значки этих духовных субстанций, их деятельностей и отношений. Наука одна, и высшей, истинной ее формой является философия; существующее разделение одной науки на многие условно и основано на частной точке зрения, имеющей в виду удобства изучения. - См. Аскольдов , ""Козлов"" (Москва, 1912).
|