Козьма Пресвитер - южнославянский церковный писатель. Хронологическими данными для определения эпохи деятельности Козьмы обыкновенно служат упоминание у него о начале богомильского движения ""в лета правоверного царя Петра болгарского"" (927 - 968) и указание духовенству, как на образец для подражания, на ""Иоанна пресвитера нового, которого и из вас самих многие знают"". Иоанн пресвитер-экзарх был современником болгарского царя Симеона (893 - 927); его едва ли могли помнить даже старые люди позднее конца X и начала XI веков. Но упоминание о ""земле болгарской"", как о чуждой автору и его слушателям территории, о времени же царя Петра, о попе Богомиле и Иоанне Экзархе, как о далеких по времени деятелях, которым противопоставляются ""сии лета"", в связи с отсутствием обращений к болгарской пастве, заставляет смотреть на подражание Иоанну Экзарху, как на простую традицию, а не на живой образец. В произведении Козьмы пресвитера нет следов новизны впечатлений от ""новоявившейся ереси""; в то же время чувствуется начало реакции, почему эпоху его деятельности приходится значительно отодвинуть от второй четверти X века. Лучший список называет произведение Козьмы пресвитера ""Беседой"", а эпитет автора, ""недостойный"", говорит о большей близости данного текста к оригиналу, чем остальных, называющих Козьму ""святым"". Козьма обличает не только богомилов, но и православное духовенство, которое своими пороками и нерадением вызвало антицерковное и антигосударственное течение. Полная высоких литературных достоинств, обширная ""Беседа"" является единственным славянским источником по истории богомильства, близким по времени к развитию движения и сравнительно беспристрастным. Забытое на славянском юге в своем целом виде (отрывки, анонимные, помещались в русских сборниках), произведение Козьмы пресвитера стало популярно на Руси в конце XV века, в разгар борьбы с ересью жидовствующих и до сих пор переписывается старообрядцами, ценящими обличительный его характер. - См. В. Златарский , ""Сколько бесед написал Козьма пресвитер"" (""Сборник статей, посвященных профессору Дринову"". Харьков, 1908); М. Попруженко, ""Святой Козьма пресвитер ""Слово на еретики"" (СПб., 1907); его же, ""Козьма пресвитер"" (""Известия Русского Археологического института в Константинополе"", XV, 1911, где указана литература).
|