Колыван - имя богатыря, упоминаемого русскими былинами. Личность Колывана представлена в русском эпосе лишь в смутных очертаниях. В былине (""Сборник Гильфердинга"", № 185), где выведен богатырь Колыван, он является в сообществе с Муромляном-богатырем и Самсоном-богатырем. Им приписывается такая же похвальба перевернуть землю, как и Святогору ; следовательно, предполагается, что они отличаются такою же непомерной силой. За похвальбу они наказаны так же, как Святогор: они все трое не могли поднять сумки переметной - земной тяги - и погрязли в землю. В былине, записанной в Алтайском округе (""Песни Киреевского"", I, стр. 7 - 10), Колыван с отчеством Иванович, представлен стоящим на заставе богатырской вместе с Ильей Муромцем , Самсоном Васильевичем, Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем , но никаких подвигов он не совершает. Отчество Колыванович носит в былинах иногда богатырь Самсон (Тихонравов и Миллер ""Былины старой и новой записи"", № 49; Киреевский , IV, страница 44). Упоминается однажды и Иван Колыванович (Киреевский, I, страница 58). Встречается и сложное название богатыря Самсон-Колуван (Тихонравов и Миллер ""Былины старой и новой записи"", № 8). Имя Колывана вошло в наши северные былины из финских сказаний, в которых является общераспространенным именем главных богатырей. Так, герои Калевалы, Вэйнэмейнен, Лемминкэйнен, Куллерво и др. обыкновенно в рунах называются сынами Калева, Калевичами (Kalevan poika). Главный герой эстонских народных сказаний также постоянно называется сыном Калева (Kalevipoeg). Имя мифического родоначальника финских богатырей, Калева, толкуется как скалистый; предполагают, что он олицетворяет скалистую природу Финляндии. Сказания о сынах Калева рассеяны в Финляндии и Эстляндии и общеизвестны в русской Карелии (в Олонецкой и Архангельской губерниях), где были собраны в наибольшем количестве руны Калевалы. Слыша финские сказания о богатыре Kalevan poika, русское население запомнило его имя и усвоило его былевому эпосу, сделав из родительного падежа Kalevan имя Колыван и отчество Колыванович. Однако, содержание финских сказаний не отразилось на былинах: запомнилась только одна черта финского богатыря - что он был великан и отличался непомерной силой. Около Юрьева показывают громадный камень, брошенный сыном Калева при состязании с братьями. Местное предание в области Пскова рассказывает, что когда враги угрожали стране, сын Калева вознамерился построиться в другой местности и отправился во Псков за досками. Нагруженный двенадцатью дюжинами громадных досок, он пошел вброд Чудским озером, вода доходила ему до чресл. - Ср. Fr. Kruse ""Urgeschichte des Esthnischen Volksstammes"", р. 175; Wiedeman, ""Aus dem inneren und ausseren Leben der Escen"" (1876, р. 421). О финском происхождении имени Колыван см. ст. Schiefner'a ""Versuch einer Erklarung des Zusammenhangs finnischer Sagen mit russischen"" (""Erman's Archiv fur wissenschaftliche Kunde von Russland"", XXII, 1863); Вс. Миллер ""Отголоски финского эпоса в русском"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", часть CCVI, отд. 2, стр. 123 и след.); Comparetti ""Der Kalewala oder die traditionelle Poesie der Finnen"" (Галле, 1892, страница 190). - См. также Шамбинаго, ""Старины о Святогоре и поэма о Калеви-поэте"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1902, январь). Вс. Миллер.
|