Компанейский Николай Иванович - духовный композитор (1848 - 1910). Учился в Николаевском кавалерийском училище; был вольнослушателем в университете по физико-математическому факультету. Знакомство с Серовым , Мусоргским , Даргомыжским и певцом О. Петровым оказало влияние на национальный характер его опер: ""Тарас Бульба"" и ""Майская Ночь"", которые он впоследствии сжег. Из его духовно-музыкальных сочинений (41) самые крупные: ""Литургия"" болгарского распева и ""Догматики Богородичны"" знаменного распева. Компанейский - поборник выдержанного древнерусского церковного стиля. Исходным началом фактуры его песнопений была не столько гармонизация церковных напевов, при которой голосовые партии, кроме главной, обыкновенно малохарактерны, сколько контрапунктическое комбинирование характерных мелодических элементов - ""попевок"", входящих в состав того или другого церковного напева. Его песнопения отличаются церковностью, выразительностью, соответствием музыки и текста, но им недостает порой технической законченности. Компанейский успешно отстаивал бесцензурный выпуск в свет духовных композиций против притязаний наблюдательного совета при московском Синодальном хоре.
|