Коровин, Константин Алексеевич - живописец. Родился в Москве в 1861 году; происходит из богатых крестьян Владимирской губернии. В доме отца с детства встречался со многими художниками и под влиянием своего родственника, И.М. Прянишникова , с ранних лет вместе с братом Сергеем начал заниматься рисованием. Учился в московском училище живописи, ваяния и зодчества, у Саврасова и Поленова ; последний оказал на Коровина большое влияние. Долго работал в Париже, где выставил в ""Салоне"" картину ""Au petit matin"". В Москве писал декорации для частной оперы С. Мамонтова, частью по эскизам Поленова и В. Васнецова , частью самостоятельно (""Улица в деревне Берендеев"" для ""Снегурочки"", часть декораций к ""Аиде"" и ""Алой Розе""). В 80-х и начале 90-х годов Коровин выставлял у передвижников; к этому периоду принадлежат его картины: ""Испанки у окна"", ""Фонари"", ""Хозяйка"". Когда Мамонтов, в 1894 году, снарядил экспедицию для исследования дальнего севера России, в ней принял участие Коровин, изучивший при этом природу, быт и архитектуру севера. К последующим годам относятся его картины ""Зима в Лапландии"" (1894), ""На дальнем севере"" (1894), ""Гаммерфест"" (северное сияние) (1898). По поручению Мамонтова, Коровин занялся устройством и декорированием ""Северного павильона"" на всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Павильон был построен Коровиным в стиле северных деревянных строений и послужил прототипом для последующей русской деревянной архитектуры нового стиля. Внутри он был украшен рядом декоративных панно, изображавших жизнь и природу нашего севера, впоследствии перенесенных в здание вокзала Московско-Ярославской железной дороги. Коровину были поручены постройка и устройство русского кустарного отдела на парижской всемирной выставке 1900 года и декорирование сибирского и среднеазиатского павильона там же. Успех построек и декоративных панно Коровина был огромный (теперь эти панно в музее Александра III в Петрограде). С 1900 года Коровин состоит постоянным художником при Императорских театрах и дал ряд театральных постановок удивительного богатства красок и силы (""Дон Кихот"", ""Лебединое Озеро"", ""Дочь Фараона"", ""Руслан и Людмила"", ""Севильский цирюльник"", ""Аленький цветочек"", ""Хованщина"", ""Спящая Красавица"", ""Золотой петушок"", ""Царь Салтан"" и другие). В 1901 году преподавал в Московском училище живописи и в Строгановском училище (в Москве). Тонкий колорист, отличный декоратор, Коровин явился первым русским художником, объединившим живопись с архитектурой. Он пишет мастерские пейзажи, в которых достигает большого живописного впечатления; кроме его северных пейзажей, выдаются его виды Парижа, например: ""Boulevard des Capucines"" (1898), ""Cafe de la Paix ночью"" (1905), ""Boulevard des Italiens ночью"" (1909), целая серия ""Les feux de Paris"" (1913), а также яркие южные пейзажи и этюды, например: ""Татарская улица ночью"" (1911), ""Сад в горах"" (1911), ""Крым"" (1914) и его интересные nature morte в дневном и ночном пейзаже. Им исполнено несколько чрезвычайно интересных портретов, например: княгини Голицыной (1898), Шаляпина (1912), г-жи С. (1913). Он много занимался художественной промышленностью, давая рисунки кустарям для мебели, резьбы, майолики; по его рисункам была устроена ""Чайная комната"" на выставке ""Современное искусство"" (в Санкт-Петербурге, в 1903 году). Большая часть картин Коровина - у частных крупных коллекционеров; в Третьяковской галерее - ""Северная идиллия"", ""Неудача"", ""Зима в Лапландии"", ""Зимой"", ""Парижский бульвар ночью"", ""Сирень"", ""Девушка в саду"", ""Гаммерфест"", ""Испанский кабачок"", ""Татарская улица в Крыму"" и несколько этюдов; в Румянцевском музее - ""Тифлис"", ""В сарае""; в музее Александра III в Петрограде - ""Эскизы декораций сибирского павильона на выставке 1900 года в Париже"" и часть декоративных панно. - См. ""Московская галерея П. и С. Третьяковых""; А.Н. Бенуа , ""Русская школа живописи""; 24 снимка с произведений К.А. Коровина (""Мир Искусства"", 1899 год, № 21 - 22). С. Р-ва.
|