Электронные Толковые Словари
Реклама

Биографический словарь
"Косой Феодосий"

/ Главная / Биографический словарь / буква К / Косой Феодосий
Биографический словарь

Косой, Феодосий - один из представителей религиозного движения XVI века. ""Москвитянин, раб единого от честных слуг царевых"", Косой бежал (около 1551 года) в пределы Белоозера, принял монашество и вместе с другими бежавшими рабами основался на Новоозере. По-видимому, еще до бегства Косой успел завоевать особое уважение; сообщают, что ""во мнишестве ему бе угождая господин его"". В заволжских пустынях Косой познакомился с Артемием, учеником Нила Сорского . Назначение Артемия игуменом Троице-Сергиева монастыря поставило Косого в положение руководителя и организатора кружка монахов, отрицательно относившихся ко многим сторонам тогдашней религиозно-общественной жизни. Деятельность Косого скоро обратила на себя внимание властей, и его с единомышленниками взяли в Москву на суд. Во время производства следствия Косой бежал в Литву, где нашел благоприятные условия для пропаганды своего учения. - Об учении Косого можно судить, главным образом, по трудам его противника Зиновия Отенского (см. XVIII, 732 - 733). Полемический характер сочинений Зиновия повел к тому, что положительная сторона учения Косого осталась мало выясненной. Критика Косого была направлена прежде всего против внешне-обрядовой стороны религии. Считая, что эта сторона обязана своим происхождением церковной иерархии, Косой называл обряды измышлением человеческим, особой формой идолопоклонства. Поклонение иконам и святому кресту он называл идолопоклонством, почитание мощей Косой отвергал, к таинствам относился отрицательно. Он учил: ""к попам не приходите, и молебнов не творите, и молитвы их не требовати, и не кайтесь, и не причищайтесь, и темияном не кадитися, и на погребении от епископов и от попов не поминатися... Подобает поклонятися духом Отцу, а не поклоны творите, ни на землю падати и поклонятися, ни проскуры, ни капуны, ни свечи приносити"". Считая виновниками человеческого предания епископов, Косой подверг их деятельность суровой критике, называя их ""идольскими жрецами, ложными учителями"". Отрицательные суждения Косого простирались и на догматическое учение церкви: он отвергал догматы святой Троицы и искупления. Положительная сторона проповеди Косого заключалась, по-видимому, в стремлении восстановить христианство в его первобытной чистоте, вернуть его ко временам апостолов. Отрицая весь современный церковный строй и иерархию, Косой учил духовному поклонению Богу, требовал нравственной жизни и деятельности, согласной с евангельскими заповедями. Суждения ученых о генезисе учения Косого не единообразны. Одни рассматривают это учение как явление самобытное; другие придают много значения иностранному (лютеранскому) влиянию. И те, и другие ставят учение Косого в связь с ересью Башкина и деятельностью заволжских старцев. Ф. Калугину кажется наиболее вероятным, что ересь Косого, ""возникшая на почве домашнего критицизма, была резким и уродливым выражением того обличительного направления, какое характеризует всю литературную деятельность Максима Грека и которое, сосредоточившись в заволжских пустынях, наиболее рельефно и резко было заявлено В. Патрикеевым и игуменом Артемием"". В Литве отрицательное направление Косого получило теоретическое обоснование под воздействием протестантизма и антитринитарианских идей. - См. статьи И. Емельянова, ""О происхождении учения Башкина и Косого"", ""Учение Феодосия Косого"" и ""Полемика против учения Косого"" (все три в ""Трудах Киевской Духовной Академии"", 1862); И. Малышевский , ""Подложное письмо половца Ивана Смеры к князю Владимиру"" (id., 1876, том II); Ф. Калугин, ""Зиновий, инок Отенский"" (Санкт-Петербургская Библиотека, 1894).





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru