Электронные Толковые Словари
Реклама

Биографический словарь
"Асенковы"

/ Главная / Биографический словарь / буква А / Асенковы
Биографический словарь

Асенковы, известные актрисы. Старшая, Александра Егоровна А., родилась в 1796 году, воспитывалась в театральном училище; дебютировала в 1814 году в комедии ""Марфа и Угар"" и имела успех. По свидетельству современников, она пленительно играла кокеток и служанок в высокой комедии, а также роли старых дев, сварливых старух и бойких барынь в комедии и водевиле; особенно была неподражаема в ролях субреток (Дорина в ""Тартюфе"", Сусанна в ""Свадьбе Фигаро""). Умерла в 1860-х годах. - Ее дочь, Варвара Николаевна А., родилась в 1817 году. Предназначенная родными для артистической карьеры, она не скоро обнаружила дарование. Нехотя училась она в театральной школе, где ее считали почти совершенно непригодной для сцены; нехотя брала уроки у Сосницкого и с тем же равнодушием вступила на сцену, видя в этом, по словам матери, лишь средство помогать обедневшей семье. Но вскоре талант ее развернулся во всей силе, и она страстно привязалась к театру. Время деятельности А. было эпохой господства водевиля; порой весь спектакль состоял из трех-четырех одноактных шуток. Водевили, в громадном большинстве случаев, были или просто переводом, или переделкой иностранных пьес на русские нравы. Трудно было поэтому в ту пору работать актерам, лишенным материала для непосредственных жизненных наблюдений. От них требовался не юмор типического изображения, а только веселость непринужденной буффонады. Именно этим качеством и отличалась А. Грациозная, миловидная, с лукавой улыбкой на устах, она при самом выходе своем на сцену умела заражать зрительный зал беспечным весельем. Дебютировала А. в январе 1835 года, исполнив в бенефисе своего учителя, Сосницкого, роль одалиски Роксаланы в комедии Фавара: ""Солиман II, или Три султанши"". Успех ее определился с первого спектакля. Особенно шумно принимали ее в ролях с переодеванием. Пьесы ""Гусарская стоянка"", ""Полковник старых времен"" и ""Пятнадцатилетний король"", где она играла роли юнкера Лелева, маркиза Юлия де Креки и Карла II, не сходили в то время с репертуара, вызывая общий восторг. Правда, Белинский был не вполне на стороне артистки. Хотя он и писал в одной из рецензий: ""Слухи об очаровательности госпожи Асенковой меня не обманули"", но затем он суммировал свое впечатление словами: ""В ""Полковнике старых времен"" госпожа Асенкова в длинных ботфортах, мундире и прочем. Действительно, она играет столько же восхитительно, сколько и усладительно, - словом, очаровывает душу и зрение... Я был вполне восхищен и очарован, но отчего-то вдруг мне стал тяжело и грустно"". Можно думать, что эти слова относятся более к жанру, чем к исполнительнице; ведь критика не удовлетворял и знаменитый буфф Живокини. Взгляд Белинского на А. совершенно не разделял Некрасов , посвятивший памяти артистки задушевное стихотворение целых 12 лет после ее смерти. Очень хороша была А. и в серьезных комических ролях. В ""Ревизоре"" она создала роль Марьи Антоновны, в ""Горе от ума"" с равным успехом играла Софью и Наталью Дмитриевну, в ""Школе Женщин"" - Агнесу. Менее удачны были выступления А. в драматических ролях: тут она знала не только триумфы, но и поражения. Прекрасно справившись с ролями Параши в ""Параше Сибирячке"", Мальвины в ""Эсмеральде"", Вероники в ""Уголино"", она была не вполне удачной Офелией. В общем об А. осталась память как о несравненной водевильной актрисе, достойной партнерше увлекательно веселого Дюра . ""Водевиль, Дюр и Асенкова - три предмета, которых невозможно представить один без другого"", - писал в некрологе о ней критик ""Северной Пчелы"". Умерла А. в 1841 году, прослужив на сцене всего шесть лет. - Ср. ""Ежегодник Императорских театров"", сезон 1895 - 1896 года, книга 2, и статью Беляева : ""1840 год"" (""Театр и Искусство"" за 1899 год). Н. Д-в.





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru