Кюхельбекер, Вильгельм Карлович - писатель и декабрист (1797 - 1846). Учился в Царскосельском лицее вместе с Пушкиным и Дельвигом . Служил недолго в министерстве иностранных дел; преподавал русский и латинский языки в Педагогическом институте. В 1820 г. читал в Париже публичные лекции о русской литературе, которые должен был прекратить по требованию русского посольства. В 1821 - 1822 годах служил при Ермолове на Кавказе, где сошелся с Грибоедовым . 1823 - 1824 годы провел в Москве, давая уроки и занимаясь литературой (издал вместе с князем В.Ф. Одоевским сборник ""Мнемозина"", (1824). Радикальное настроение сблизило Кюхельбекера с некоторыми участниками Северного Общества, но членом его Кюхельбекер не был и в дело 14 декабря замешался случайно, ""охмелел в чужом пиру"", как выразился Пушкин. На Сенатской площади он покушался на жизнь великого князя Михаила Павловича , бежал из Петербурга, был схвачен в Варшаве, судим и приговорен к смертной казни, замененной 15-летним содержанием в крепости и после того ссылкой на поселение. Проведя девять лет в крепостях Европейской России, Кюхельбекер в 1835 г. был отправлен на жительство в Баргузин. Умер в Тобольске. Неуравновешенный, чувствительный, вечно восторженный, Кюхельбекер был образцом романтика в жизни и в литературе. Пушкин отозвался о нем: ""человек дельный с пером в руках, хоть и сумасброд"". Как издатель ""Мнемозины"", Кюхельбекер был одним из распространителей шеллингизма в России. От искусства он требовал самобытности: ""для славы России нужна поэзия истинно русская; вера праотцев, нравы отечественности, летописи, песни и сказания народные - лучшие, чистейшие, вернейшие источники для нашей словесности"". Основные черты его творчества - идеализм и пиетизм с мистическим оттенком. В крупных произведениях Кюхельбекер мало самостоятелен как по мысли, так и по исполнению; лучшая часть его наследия - лирика, где редки гражданские мотивы и преобладают религиозные и космические. Стиль Кюхельбекера вообще риторичен, местами до вычурности; язык бледен и богат славянизмами и архаизмами; поэтические формы однообразны. Написанное им еще не собрано; сам он издал отдельно поэму ""Смерть Байрона"" (М., 1824), тяжеловесную шутку ""Шекспировы духи"" (СПб., 1825), мистерию ""Ижорский"" (ib., 1835). Несколько десятков его пьес помещены в ""Собрании стихотворений декабристов"" (Лейпциг, 1862). ""Избранные стихотворения В.К. Кюхельбекера"" изданы в Шо-де-фон (1880). В ""Русской Старине"" были напечатаны его дневник и поэма ""Вечный Жид"".
|