Электронные Толковые Словари
Реклама

Биографический словарь
"Ламанский Владимир Иванович"

/ Главная / Биографический словарь / буква Л / Ламанский Владимир Иванович
Биографический словарь

Ламанский, Владимир Иванович - выдающийся славист-историк (1833 - 1914). Окончив историко-филологический факультет Петербургского университета, где был учеником И.И. Срезневсского, Ламанский служил в Публичной библиотеке и Государственном архиве; в 1865 г. став доцентом Петербургского университета, до 1899 г., до избрания ординарным академиком II отделения Академии Наук, был профессором (с 1871 г. экстраординарным, с 1873 г. - ординарным) по кафедре славянской филологии в Санкт-Петербургском университете, где всегда энергично боролся за университетскую автономию; читал также в Петербургской духовной академии и в академии генерального штаба. Теоретическое знание славянства он соединял с практическим изучением его во время командировок в славянские земли. Много работал Ламанский в географическом обществе, как секретарь, потом председатель этнографического его отделения; основал в 1890 г. его орган, журнал ""Живая Старина"", редактором которого был до 1912 г.; в 1890-х годах участвовал в устройстве этнографического музея Императора Александра III . Ламанский был одним из основателей литературного фонда. Участник в устройстве славянского съезда 1867 г., в учреждении Санкт-Петербургского отделения московского славянского комитета, в преобразовании его, в 1876 г., в Славянское благотворительное общество, руководил, вместе с профессором Бестужевым-Рюминым , Ор. Ф. Миллером и другими, русским общественным движением в пользу славян в 1876 - 1878 годах; позднее много работал в Славянском Обществе, как член совета и одно время товарищ председателя, в 1887 - 1888 годы редактор его ""Известий""; но в конце 1880 годов отошел от этой работы из-за несогласия во взглядах с большинством руководителей Общества. С конца 1850 годов до конца 1870 годов Ламанский напечатал (в ""Вестнике Императорского Русского Географического Общества"", в ""Чтениях Императорского Общества Истории и Древностей Российский"", ""Летописях русской литературы и древн."" Н.С. Тихонравова , ""Памятниках новой русской истории"" Кашпирева и т. д.) много материалов, заметок и статей по политической и культурной (литературной) истории России в XVIII века, следя за борьбой русского и немецкого элементов во внутренней и внешней политике России, все более утверждаясь в своем увлечении эпохой царицы Елизаветы Петровны , все больше ценя успехи русского ума в XVIII веке. Любимым предметом занятий Ламанского был Ломоносов , которому он посвятил ряд работ: ""М.В. Ломоносов"" (""Отечественные Записки"", 1863), ""Столетняя память М.В. Ломоносова"" (1864 и 1865), ""Ломоносов и Академия Наук"" (""Чтения"", 1865, 1); редактировал издание сочинений Ломоносова (академическое). В связи с изучением Ломоносова Ламанский много занимался историей Академии Наук (""Директор Академии Наук С.Г. Домашнев"", в ""Чтении"", 1866, 4, V; ""Директор Академии Наук княгиня Е.Р. Дашкова"", там же, 1867, 1, V; ""Академия Наук"" в ""Энциклопедическом Словаре"", II, 1861, и др.). С отчужденностью академии 2-й половины XIX века от русских национальных и общественных интересов Ламанский боролся в блестящих полемических статьях: ""Еврейская коллекция и непременный секретарь Академии Наук"" (""Голос"", 1866, № 77 - 78); ""Еще племянник и санскритолог"" (""Новое Время"", 1878, № 907); ""Открытые письма"" академику Баклунду и Струве (там же, 1880, № 1703), повлиявших на преобразование академии в 1880 годах. Свои просветительные идеалы Ламанский развивал в ряде статей, начиная с ранней, но очень глубокой работы ""О распространении знаний в России"" (""Современник"", 1857), и кончая столь же ценной программной статьей к журналу ""Живая Старина"" (1890). Много писал Ламанский по географии, особенно же этнографии России, притом не только о русском, но и инородческом населении ее, которое любил и уважал, которому оказывал и существенную житейскую помощь. Особенно характерны с указанных точек зрения: ""Речь при вступлении в звание председателя в отделении этнографии"" (""Известия"", 1865, I, 1); ""О важности изучения ненемецких народностей в Остзейском крае"" (""День"", 1865, № 24) и ""Об инородческих языках в России вообще и о латинском алфавите у литовцев в особенности"" (""Живая Старина"", 1895; стоит в связи с увенчавшимися успехом усилиями Ламанского добиться отмены запрещения латиницы у литовцев). Вместе с П.П. Семеновым Ламанский редактировал коллекцию ""Россия"". Ламанский много сделал для истории славяноведения, как русского, так и западнославянского. Отводя выдающуюся роль И.И. Срезневскому (работа о нем в ""Исторической записке Императорского Московского Археологического Общества"", 1890, издание путевых писем его к матери в ""Живой Старине"", 1892 - 1893) и П.И. Прейсу (издание его писем в ""Живой Старине"", 1890 - 1891 и отдельно, 1892, 1898, остатков его работ, там же, 1898), он высоко ценил Шафарика (статья в ""Живой Старине"", 1891, IV), Миклошича (там же, III) и в особенности Добровского. Отдав дань вопросам чисто филологического характера в работах 1860 годов: ""О некоторых славянских рукописях в Белграде, Загребе и Вене с филологическими и историческими примечаниями"" (""Записки Академии Наук"", VI, № 1, 1864), ""Непорешенный вопрос"" (в ""Журнале Министерства Народного Просвещения"", 1869, № 1, 6, 7, 9) и возвратясь к ним в работе: ""Появление и развитие литературных языков у народов славянских. I. Древнеславянский церковный язык"" (""Известия"" II Отделения Академии Наук, 1901, VI, 4), Ламанский был, главным образом, историком славянства, его политических и культурных судеб. Он выбирал темы для своих работ преимущественно не в пределах истории какого-либо одного народа, а в славянстве, понимаемом как единый, целостный организм. Изучая вопросы славянской взаимности, он издавал материалы по ее истории: ""Славянство и мир будущего"" Л. Штура (""Чтения"", Москва, 1867, I, III, и отдельно); черногорские грамоты императрицы Елизаветы Петровны (там же, 1868, I, V); записку сербского митрополита Стефана Стратимировича императору Александру I (там же, 1868, I, V); много писал о значении русского языка, как органа междуславянского общения (""Распространение русского языка у славян"", ""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1867, № 6; ""Об общеславянском значении русской литературы"" в ""Известиях славянского благотворительного общества"", 1887, № 9 и др.). Юношеская его работа: ""О славянах в Малой Азии, Африке и Испании"" (СПб., 1859, магистерская диссертация) не чужда увлечений, но отличается большой широтой кругозора. В вступительных в курсы по истории славян ""Чтениях"" (""День"", 1865, № 50 - 52; ""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1867, № 1) Ламанским обрисованы главные черты истории славянства, указано значение ее для русской гуманитарной науки и русской жизни. В исследовании: ""Об историческом изучении греко-славянского мира в Европе"" (журнал ""Заря"", и отдельно, СПб., 1871, докторская диссертация) критикуется принятая система построения всеобщей истории, выдвигается теория о греко-славянском мире, как объекте самостоятельного исторического изучения, и дается обзор и критика существующих у германцев (немцев), отчасти и у романцев воззрений на славянство (вместе с Россией), как нечто низшее сравнительно с народами германо-романскими. ""Видные деятели западнославянской образованности в XV - XVII веках"" (""Славянский сборник"", I, 1875) - блестящий анализ корней распадения современного христианского человечества на миры греко-славянский и романо-германский в начале средневековья. В работе: ""Новейшие памятники древнечешского языка"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1879, № 1 - 4 и 8, и 1880, № 6) мастерски очерчены чешское национальное возрождение и его деятели. ""Secrets d'Etat de Venise"" (СПб., 1884) - богатейшее собрание материалов, главным образом, из архивов Венеции, освещающих отношение Венеции, отчасти и вообще Запада к славянам и грекам европейского востока с начала нового времени; к материалам приложены превосходное введение и несколько этюдов автора. В трактате: ""Три мира азиатско-европейского материка"" (""Славянское Обозрение"", 1892, № 1 - 4, и отдельно) развивается учение о трех мирах культурного человечества - азиатском, германо-романском и греко-славянском, имеющих географические, этнографические и культурные основы самостоятельного бытия, при известной, однако, близости двух последних миров сравнительно с первым. В последней большой работе - ""Славянское Житие Кирилла, как религиозно-эпическое произведение и исторический источник"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1903, № 3 - 7, и 1904; № 1, 4 - 5) Ламанский дал пересмотр важнейших вопросов истории всего славянства в IX веке, в связи с отношениями его к германо-романскому западу и мусульманскому востоку. Проникающее все эти работы своеобразное миросозерцание, примиряющий синтез славянофильства с западничеством, постоянное объединение прошлого и настоящего, отличают и другую группу работ Ламанского: ""Сербия и южнославянские провинции Австрии"" (""Отечественные Записки"", 1864); ""Национальности итальянская и славянская в политическом и литературном отношениях"" (ib.); ""Евреи и немцы в Привислинском крае"" (""Русский Вестник"", 1879, № 3); ""Очерки Венгрии"" (""Известия Славянского благотворительного Общества"", 1888). Научно-публицистический характер имеют статьи и речи Ламанского, связанные: 1) с московским славянским съездом 1867 г. (в книге ""Всероссийская Этнографическая выставка и Славянский Съезд в 1867 г."", М., 1867; ""Санкт-Петербургские Ведомости"", 1867, № 96; ""Москва"", 1867, № 69), 2) с событиями 1876 - 1878 годов (""Россия уже тем полезна славянам, что она существует"", в сборнике ""Братская помощь"", 1876; ""Русское общество и народное движение в пользу славян"", в ""Новом Времени"", 1876, № 294 и 298; ""Два русских мнения о присоединении Боснии к Австро-Венгрии"" и ""Историческая миссия Австро-Венгрии"", в ""Новом Времени"", 1878, № 893 и 907), 3) с порой русского разочарования в славянском движении после Берлинского конгресса (""Западнославянские вопросы занимательны для нас и в мирное время"", в ""Известиях Славянского благотворительного общества"" 1884, № 3; ""Чего нам желать, и что нам нужно делать в западнославянских странах"", ib., № 12 и отдельно; ""О положении болгарских и славянских дел с точки зрения историка и слависта"", ib., 1886, № 12, и отдельно; ""Восточный славянский вопрос"", ib., 1887, № 9; ""Славянский западный вопрос"", ib., № 11 - 12; ""Открытый ответ генералу А. Кирееву"", ib., 1888, № 4 - 5; ""От редактора"", ib., № 12). Все эти работы Ламанского вызывали живой отклик как в русской, так и в западноевропейской, особенно - славянской печати, и повели к расхождению Ламанского с ""эпигонами"" славянофильства. Научные труды Ламанского, в связи с преподаванием, привели к успехам русского славяноведения в школе учеников Ламанского, из которых многие стали профессорами-славистами: Ф.И. Успенский , Ф.Ф. Зигель , А.С. Будилович , Т.Д. Флоринский , И.С. Пальмов , М.И. Соколов , Р.Ф. Брандт и другие. По случаю юбилеев Ламанского ученики его напечатали в честь его ""Сборники"" своих трудов (""Сборник"", СПб., 1883; ""Новый Сборник"", ib., 1904), а почитатели Ламанского, русские и славянские профессора и академики, - ""Сборник"" (издание II отдельно Академией Наук и историко-филологическим факультетом Петербургского университета, 2 тома, 1907 - 1908). Библиография сочинений Ламанского - в ""Новом Сборнике"". - См. В.В. Григорьев ""Императорский Санкт-Петербургский университет"" (СПб., 1870); ""Словарь профессоров Императорского Санкт-Петербургского университета"" (ib., 1896, т. I); А.А. Шахматов ""В.И. Ламанский"" (""Известия Императорской Академии Наук"", 1914, № 18); М.Г. Попруженко ""Памяти В.И. Ламанского"" (""Записки Императорского Одесского общества истории и древностей"", т. XXXII, и отдельно, 1915); К.Я. Грот ""В.И. Ламанский"" (""Исторический Вестник"", 1915, № 1, и отдельно). Н. Ястребов.





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru