Левитан, Исаак Ильич - известный живописец (1861 - 1900). Родился в Ковенской губернии в еврейской семье. Учился в московском училище живописи и ваяния. Его ""Симонов монастырь"" был одной из лучших вещей на ученической выставке 1879 г. Работал Левитан в пейзажном классе Саврасова . Картина, представленная им на звание классного художника, не была признана достойной медали; другую картину он представить не пожелал и в 1884 г. оставил училище. Тогда же он стал выступать на выставках московского общества любителей художеств. В 1886 г. выставляет впервые у передвижников ""Весну""; с 1888 г. принимает постоянное участие в передвижных выставках. В 1898 г. Левитан принимает участие в выставке ""Русских и финляндских художников"", устроенной С. Дягилевым , в 1899 и 1900 годах в выставках ""Мир Искусства"". В 1898 г. Левитан выставляет в Мюнхене на выставке ""Secession"", в 1900 г. - на всемирной выставке в Париже. В 1898 г. Левитан получает звание академика и в том же году становится преподавателем московского училища живописи и ваяния. 22 июля 1900 г. Левитан скончался в Москве. До окончания школы Левитан, за неимением средств, далеко из Москвы не уезжал и писал подмосковные пейзажи: много вещей написано им в Сокольниках, в Останкине. Сойдясь с семьей А.П. Чехова , он вместе с нею прожил лето в Бабкине, около Нового Иерусалима. С.И. Мамонтов поручил ему написать декорации для ""Жизни за Царя"" и ""Русалки"", благодаря чему он мог побывать в Крыму. В последующие годы Левитан несколько раз проводил лето на Волге. В 1889 г. он побывал в Париже и познакомился с новым европейским искусством, но на этот раз оно не произвело на Левитана большого впечатления: ближе оценил он новую школу лишь во время другой поездки в Париж, незадолго до смерти. Некоторое влияние имели на него ""барбизонцы"". Он очень ценил Коро, Руссо и других. К девяностым годам относятся лучшие произведения Левитана; как например: ""Тихая обитель"", ""У омута"", ""Над вечным покоем"", ""Март"". Много произведений Левитана рассеяно по частным собраниям и коллекциям. В Третьяковской галерее: ""Осенний день. Сокольники"", ""Туман"", ""На Волге"", ""Осень"", ""После дождя"", ""Вечер"", ""Лунная ночь"", ""У омута"", ""Владимирка"", ""Над вечным покоем"", ""Летний вечер"", ""Март"", ""Свежий ветер"" и многое другое; в Румянцевском музее в Москве - ""Весна, большая вода"", ""Вечер"" и ""У ручья""; в музее Александра III в Петрограде - ""Буря - дождь"", ""Ранняя весна"", ""Золотая осень"", ""Волга"", ""Ручей"", ""У берега моря"", ""Сумерки"", ""Овраг"", ""Озеро"", ""Ночь в деревне"", ""Деревня осенью"" и другие. - См. И. Грабарь и С. Глаголь ""Левитан""; А. Ростиславов ""Левитан""; С. Дягилев ""Памяти И.И. Левитана"" (""Мир Искусства"", 1900, № 15 - 16); Н. Ге ""И.И. Левитан"" (""Жизнь"", 1900, № 10); С. Вермель ""И.И. Левитан и его творчество"" (""Восход"", 1902); М. Нестеров ""Левитан"", (""Мир Искусства"", 1903, № 39 - 40); К. Эрберг ""Куинджи и Левитан"" (""Вестник Европы"", 1910, кн. VIII); С. Шопфер ""Воспоминания о художнике И.И. Левитане"" (""Нива"", 1908, № 4); альбом гелиогравюр ""И. Левитан"" (изд. ""Мир Искусства""). В. Р-ва.
|