Электронные Толковые Словари
Реклама

Биографический словарь
"Лисенко Николай Витальевич"

/ Главная / Биографический словарь / буква Л / Лисенко Николай Витальевич
Биографический словарь

Лисенко, Николай Витальевич - выдающийся украинский композитор и музыкант-этнограф. Родился 10 марта 1842 г. в Полтавской губернии, умер 24 октября 1912 г. в Киеве. Учась в гимназии в Харькове, он занимался и музыкой у пианиста Дмитриева и чеха Вильчека. Большую пользу принесло ему, по его словам, посещение музыкальных вечеров известного любителя и мецената князя Юрия Николаевича Голицына (см. автобиографию Лисенко в газете ""Сьвiт"" во Львове, 1881, № 5, перепечатанную в обновленном виде в ""Русской Музыкальной Газете"", 1912, № 48). Поступив сначала в харьковский, потом в Киевский университет, Лисенко был захвачен украинским национальным движением и стал ревностно изучать и записывать слова и мотивы украинских песен, в том числе песни известного кобзаря Остапа Вересая . К студенческим годам относится первая попытка Лисенко написать оперу в сотрудничестве с двоюродным братом своим Старицким , сочинившим либретто по комедии Стороженки ""Гаркуша"". В опере, не законченной и не сохранившейся, наряду с чисто итальянскими страницами было кое-что и типично украинское (см. Старицкий ""К биографии Н.В. Лисенко"", ""Киевская Старина"", 1903, XII). Недолго пробыв мировым посредником, Лисенко поступил в лейпцигскую консерваторию. За границей он написал (1868) первое свое зрелое произведение на текст Т. Шевченки ""Заповит"" (Завещание) для мужского хора и тенора-соло, предназначенное к исполнению во Львове в годовщину смерти поэта. Изучение классиков шло об руку с обработкой привезенного с родины песенного материала, и в 1869 г. появился ""Збирнык украиньских писень"" (1-й выпуск). Для завершения технических знаний по оркестровке прожил год в Петербурге, посещая в консерватории класс Н.А. Римского-Корсакова ; затем он постоянно жил в Киеве, издавая народные песни и сочиняя музыку исключительно на малороссийские тексты и сюжеты. Он преподавал фортепьянную игру в киевском институте благородных девиц и в частной музыкальной школе; в 1900 г. основал в Киеве собственную школу. Ежегодно он устраивал в Киеве большие концерты, организуя хоры, дирижируя сочинениями европейских классиков и своими собственными и выступая как пианист. Для постановки своих сочинений он нередко бывал в Галиции, где его хорошо знали и любили. Популярность его в юго-западной Руси ярко сказалась в торжественном праздновании 25-ти, а еще более 35-летнего юбилея его музыкальной деятельности в Киеве, Львове и Петербурге, причем петербургская публика чуть ли не впервые познакомилась с его сочинениями. Этнографические труды Лисенко: 1) ""Збирнык украиньских писень"" - шесть выпусков (1869 - 1895), в каждом по 40 песен. 2) ""Молодощi (""Молодые годы"") - збирнык танкив та веснянок (Гры, спивы, весняни, дытячи, дивочи, греночи й мишани)""; сборник обрядовых весенних песен и детских игр (1875), предназначенный для детей школьного возраста. 3) Сборник народных украинских песен для хора (мужского и смешанного) с сопровождением фортепиано в 12-ти выпусках по 10 песен (1880-е годы). 4) ""Украинськи обрядови письни за-для мишаного хору"" (украинские обрядовые песни для смешанного хора) в 5-ти выпусках: веснянки (1 и 2), купальская справа (3), колядки и щедривки (4) и свадьба (5) - свадебные песни, расположенные в порядке обряда (1895 - 1896). К народным песням тесно примыкают собственные песни Лисенки, главным образом на тексты Т. Шевченки: ""Музыка до Кобзаря Т. Шевченки"" - песни для женских и мужских голосов, для соло, дуэтов, трио, квартета и хора - 7 серий, всего 82 номера, некоторые с сопровождением оркестра, в том числе - в форме кантаты - ""Бьють порогы, мисяц зходит"" (1877). В 1874 г. Лисенко написана музыка на текст ""Плач Ярославны"" (""Слово о полку Игореве"") в переводе на малороссийский язык Максимовича . Музыкально-драматические сочинения Лисенко: ""Черноморци"" - оперетта в 3 действиях (либретто Старицкого по Кухаренку ); ""Наталка-Полтавка"" (Котляревский ) - первая украинская оперетта в 3 действиях. ""Раздвяна Ничь"" (либретто Старицкого по Гоголю - ""Ночь под Рождество""; Киев, 1874, и Харьков, 1882); ""Утоплена"" (либретто Старицкого по ""Майской ночи"" Гоголя) в 3 действиях. (1883 - 1885); ""Тарас Бульба"" (либретто Старицкого по Гоголю), опера в 5 действиях (1880 - 1890); неоконченная опера ""Сафо"" (первоначально мелодекламация; либретто на малороссийском языке Людмилы Чернявской-Старицкой); три детских оперы на малороссийские сюжеты - ""Коза-дереза"" (1888), шедшая в Одессе и в Галиции (напечатана во Львове, потом в Москве), ""Пан Коцекый"" (Котофей, 1891, рукопись), ""Зима и Весна"" или ""Снежная королева"" (фантастический сюжет, почерпнутый из народной поэзии) - рукопись (1892). Для фортепиано: сюита на украинские темы, соната, две рапсодии на украинские темы, полонезы, ноктюрны, мазурки, вальсы и др., всего около 50 пьес. Для оркестра: ""Шумка-казак"" - скерцо. Для пения с оркестром - ""Гамалей""; ""Гусь""; кантата в честь Котляревского. В заседании юго-западного отдела Русского Географического Общества Лисенко прочел реферат: ""Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарем Остапом Вересаем"" (отдельное издание, 1874). Другие литературные его работы: ""Ноты к думе о Богдане Хмельницком и Барабаше"" (""Киевская Старина"", 1883, VII); ""О торбане и музыке песен Видорта"" с нотными примерами (""Киевская Старина"", 1892, III); ""Народни музични струменти на Украини"" (Кобза, Торбань, Лира, Гусла, Цимбала, с рисунками и указанием строя) в журнале ""Зоря"" (в Галиции). Лисенко - первый серьезно образованный украинский композитор, овладевший европейской композиторской техникой. Главные его заслуги - в области малорусской музыкальной этнографии. Записав немало украинских мелодий, он дал им художественную обработку, сделал их достоянием широкой массы. Глубоко изучив особенности украинской народной музыки, он в сочинениях не всегда их соблюдает, незаметно для себя подпадая влиянию хорошо усвоенного им немецкого музыкального стиля. Собственная творческая фантазия Лисенко не отличается ни яркостью, ни глубиной, но его сочинения согреты неподдельным чувством и нередко красивы. См., кроме указанных работ: К. Н. ""Н.В. Лисенко"" (""Русская Музыкальная Газета"", 1899, № 17 - 18); А. Русов ""Несколько слов о значении трудов и творчества Н.В. Лисенко для малорусского народа"" (""Киевская Старина"", 1903, XII); М. Комаров ""Библиографический указатель музыкальной и литературной деятельности Н.В. Лисенко"" (1868 - 1903) (""Киевская Старина"" 1904, I, приложение). Григорий Тимофеев.





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru