Малявин, Филипп Андреевич - живописец. Родился в 1869 г., в крестьянской семье Бузулукского уезда, Самарской губернии; учился в сельской школе; с малых лет очень интересовался иконами в деревенской церкви и пробовал подражать им; 14 лет ушел с богомольцами на Афон, чтобы учиться иконописи, поступил послушником в монастыре святого Пантелеймона, стал работать в иконописной мастерской и расписал стены небольшой церкви. В 1891 г. на Афон приехал скульптор В.А. Беклемишев , который увидел работы Малявина и был поражен его талантом. Вернувшись в Россию, Беклемишев разыскал Малявина в подворье Пантелеймоновского монастыря в Петербурге, поселил его у себя и подготовил к поступлению в Академию. В два года с выдающимся успехом Малявин прошел весь курс дореформенной Академии и начал выставлять на передвижных выставках. После реформы Академии Малявин решил остаться еще на некоторое время в мастерской Репина . В 1898 г. Малявин выступил на конкурс со своей картиной ""Смех"" и другими вещами, получил звание, но в заграничной командировке ему было отказано. В 1900 г. ""Смех"" был выставлен на всемирной выставке в Париже, где Малявину была присуждена золотая медаль; потом картина была выставлена в Венеции, где ее приобрело итальянское правительство для Венецианской Академии. По окончании Академии Малявин поселился в деревне, в Рязанской губернии, где построил себе мастерскую. Свои картины Малявин выставлял на выставках журнала ""Мир Искусства"", ""36"", ""Союза"", в ""Салоне"", на выставке, устроенной Дягилевым в Париже при ""Salon d'Automne"", на выставках ""Secession"" в Берлине и Мюнхене, в Риме, в Венеции. На всех этих выставках появлялись характерные малявинские ""бабы"" в ярких, пестрых сарафанах, отличные портреты и рисунки. Кроме первой картины: ""Смех"", следует упомянуть ""Вихрь"" (1906), ""Крестьянская девушка"" (1899), ""Баба"" (1904), ""Две бабы"" (1905). Из портретов очень интересны: ""Портрет Ники"", ""Семейный портрет"", портреты И. Репина, К. Сомова , М. Нестерова . По характеру живописи Малявин стоит ближе к Бенару и Цорну, чем к Репину. ""Таких красивых сочетаний красок, такой бравурности в технике, такой великолепной простоты и смелости не найти на всем протяжении истории русской живописи"" (Александр Бенуа ). В Третьяковской галерее находятся: ""Крестьянская девушка"", другая такая же, ""Вихрь"", ""За книгой"" и много рисунков; в Русском Музее Императора Александра III - ""Баба""; другие произведения Малявина находятся в частных коллекциях за границей и в России. - См. И. Остроухов и С. Глаголь ""Художественная галерея П. и С. Третьяковых""; Александр Бенуа ""История русской живописи в XIX в."". С. Р-ва.
|