Мамин, Дмитрий Наркисович - известный беллетрист-этнограф. Родился 25 октября 1852 г. в Висимо-Шайтанском заводе, в семье священника. Окончил курс в Пермской духовной семинарии. К пребыванию здесь относятся его первые творческие попытки. Весной 1871 г. Мамин перебирается в Петербург и поступает в медико-хирургическую академию на ветеринарное отделение, а затем переходит на медицинское. В 1874 г. Мамин выдержал экзамен в университет и, пробыв около двух лет на естественном факультете, в 1876 г. перешел на юридический, но и здесь курса не кончил. Ведя жизнь литературной богемы, Мамин занимался репортажем и писал мелкие рассказы. Первое беллетристическое произведение Мамина ""Тайны зеленого леса"" напечатано без подписи имени в журнале ""Кругозор"" в 1877 г. и посвящено Уралу. Зачатки таланта, хорошее знакомство с природой и жизнью края замечаются и в этом произведении. Первые шаги Мамина в литературе вместе с приступами острой нужды, моменты глухого отчаяния, - все это описано Маминым в романе ""Черты из жизни Пепко"", одном из характерных и ярких его произведений, имеющем большое автобиографическое значение, ярко обозначающем миросозерцание писателя, догмы его веры, взгляды, идеи, которые легли потом в основу лучших его произведений: глубокий альтруизм, отвращение к людскому взаимопоеданию, к грубой силе, пессимизм, любовь к жизни и, вместе с тем, тоска о ее несовершенствах, о ""мере печали и слез"", где столько ужасов, жестокостей, неправды. ""Неужели можно удовлетвориться одной своей жизнью. Нет, жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец - вот где жизнь и настоящее счастье!"" - говорит Мамин в ""Чертах из жизни Пепко"". Ему хочется жить за всех, чтобы все испытать и все перечувствовать. Думы и вопросы, волновавшие писателя тогда и отраженные в ""Чертах из жизни Пепко"", проходят почти целиком в дальнейших, уже совершенно зрелых произведениях Мамина. В малоизвестном журнале Мамин напечатал большой роман ""В водовороте страстей"" под псевдонимом Е. Томский, роман претенциозный и очень слабый во всех отношениях. Весной 1877 г. Мамин уехал на Урал, пробыв в родных местах 14 лет и деятельно изучая их в бытовом и экономическом отношениях. С 1882 г. начинается второй период литературной деятельности Мамина. С появления в ""Русской Мысли"" очерков из приисковой жизни ""Старатели"", Мамин, ставший подписываться псевдонимом Сибиряк, обращает на себя внимание публики и критики и довольно быстро приобретает известность. В ""Устоях"", ""Деле"", ""Вестнике Европы"", ""Русской Мысли"", ""Отечественных Записках"" появляются его уральские рассказы и очерки: ""На рубеже Азии"", ""В камнях"", ""Все мы хлеб едим"", ""В худых душах"", ""Золотуха"", ""Бойцы"", ""Переводчица на приисках"", ""Дикое счастье"", ""Авва"", ""На Шихане"", ""Башка"", ""Гроза"", ""Блаженые"" и прочее. Здесь уже намечаются характерные признаки таланта Мамина, его любимые мотивы, стремление к изображению природы и воздействия ее на жизнь, ее влияния, в большинстве случаев, неотразимого на человека, чуткость к совершающемуся вокруг, уловление новых веяний, действующих благодетельно или трагически - отрицательно на старые дряблые устои. В этих рассказах уже чувствуется самобытный изобразитель жизни и нравов Урала, вольный художник, чуждый предвзятых тенденций, умеющий дать понятие о гигантском человеческом труде, изобразить всякие контрасты. С одной стороны, дивная природа, величественная, полная гармонии, с другой - неурядица людская, тяжкая борьба за существование. Присоединив к своему имени псевдоним, писатель быстро приобрел популярность, и подпись Мамин-Сибиряк осталась за ним навсегда. В 1883 г. появился первый роман его из заводской жизни на Урале: ""Приваловские миллионы"". С любовью останавливается здесь Мамин-Сибиряк на богатырях по внешнему и духовному облику, на жертвах стихийной власти - капиталистического роста, на типах, фигурах, совершенно новых в нашей литературе; здесь им захвачен едва ли не весь Урал, с его горнозаводским делом, с его представителями, вращающимися около золота и железа. Второй роман - ""Горное гнездо"", появившийся в ""Отечественных Записках"" 1884 г., рисует также со всех сторон горнозаводский Урал. Это - великолепная страница, необыкновенно своеобразная из истории накопления капитализма, его поступательного хода. В романе талантливо изображен горный царек, своего рода набоб Лаптев, форменный вырожденец, ""замечательный тип из всех, какие только встречались в нашей литературе"" по мнению Скабичевского , высоко ставившего роман ""Горное гнездо"" и находящего, что ""Лаптева смело можно поставить в одном ряду с такими вековечными типами, как Тартюф Гарпагон, Иудушка, Головлев, Обломов"". Свою излюбленную идею о стихийных силах, слепо действующих в жизни, господствующих в колоритном рассказе ""Жилка"" (""Дикое счастье""), типично изображающем золотые промыслы, жажду золота. Естественным продолжением ""Горного гнезда"" является роман ""На улице"" (в отдельном издании ""Бурный поток""), где действие происходит в Петербурге. Захлестывающие волны бурного потока улицы уносят много жертв, поглощают совесть неустойчивых людей, доводят до позора и женщину. В романе показано, как надвигалась со всем ее ужасом капиталистическая пора, сопровождавшая свое стремительное движение отчаянной ломкой старого уклада жизни, старых идеалов, ничего не создав для трудящихся масс и произведя брожение, растерянность, шатание мысли, разруху в жизни интеллигентных классов. В романе ""Три конца"" Мамин-Сибиряк удачно касается жизни раскольников на Урале. И здесь царит обычное мировоззрение писателя, выражена ярко тайна жизни - взаимное поедание одной твари другой, и повторяется неизбежная разруха, характерное явление русской жизни. В 1891 г. Мамин-Сибиряк окончательно перебрался в Петербург. К этому времени относятся его большой роман ""Хлеб"" и повесть ""Братья Гордеевы"". Этим романом Мамин закончил серию произведений, рисующих всесторонне Урал и Приуралье, их нравы, обычаи, общественную жизнь, дореформенный и пореформенный быт. Множество мелких рассказов посвящено все тому же краю. В произведениях Мамина чувствуются сила, ее широкий размах и какой-то стихийный талант, подчинявшийся словно неведомой стихии. Мамин-Сибиряк выдвигается еще как прекрасный писатель о детях и для детей. Его сборники ""Детские тени"", ""Аленушкины сказки"", имеют очень большой успех. Некоторые критики сравнивают сказки Мамина с андерсеновскими. Мамин-Сибиряк отличался необыкновенной плодовитостью. Кроме перечисленных его произведений, следует отметить еще роман ""Золото"" и рассказы и очерки: ""Родительская кровь"", ""Лётные"", ""Лес"", ""Отрава"", ""Последняя треба"", ""Зимовье на Студеной"", ""Емеля-охотник"", ""Лебедка"" и сборник ""Около господ"". Многие вещи свои, в особенности статьи этнографические, Мамин подписывал псевдонимами Баш-Курт и Оник. Скончался 2 ноября 1912 г. - Литература. А.М. Скабичевский (""Сочинения"", том II); его же ""История новейшей русской литературы"" (""Беллетристы 80-х годов""); ""История русской литературы XIX в."", издание товарищества ""Мир"" (выпуск 24); ""Урал. Сборник ""Зауральского края"", посвященный памяти писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка"" (Екатеринбург, 1913); ""Капиталистический процесс в изображении Мамина-Сибиряка"" (""Мир Божий"", № 1 и 2); В. Альбова ""Мамин-Сибиряк""; очерк В.И. Дмитриевой (Литературные прибавления ""Нивы"", 1914, ноябрь); очерк П.В. Быкова (""Полное собрание сочинений"" Мамина-Сибиряка, приложение к ""Ниве"" 1915 - 1916 годов, том I).
|