Электронные Толковые Словари
Реклама

Биографический словарь
"Мартынов Александр Евстафьевич"

/ Главная / Биографический словарь / буква М / Мартынов Александр Евстафьевич
Биографический словарь

Мартынов, Александр Евстафьевич - знаменитый актер (1816 - 1860), сын управляющего помещицы Сухозанет. В 1827 г. был принят в театральное училище и готовился у Дидло в балет. С уходом Дидло Мартынов обучался у декоратора Конопи, но удачно сыгранной ролью лакея в водевиле ""Знакомые незнакомцы"" обратил на себя внимание. Я.Г. Брянскому поручено было заняться Мартыновым, но строгий учитель решил, что ""из краскотера толку не будет"", и передал его П.А. Каратыгину . В 1832 г. Мартынов неожиданно для себя дебютировал в водевиле ""Филатка и Мирошка"". В 1835 г. был принят на Александринскую сцену. Завоевывая себе имя в водевильном репертуаре, Мартынов в 1840 г. блестяще играет ""Льва Гурыча Синичкина"" и после смерти Дюра принимает его комический репертуар. Он исполняет Бартоло (""Севильский цирюльник""), Загорецкого, позже Фамусова, Ихорева (""Игроки""), Подколесина, Бобчинского, Хлестакова, Осипа и бесчисленный ряд персонажей тогдашнего водевиля. В комедиях Мольера Мартынов обнаружил блестящий талант, не уступая Щепкину в исполнении Жеронта (""Проделки Скапена""), Алена (""Школа женщин""), Журдена (""Мещанин во дворянстве""), Сганареля и других. С огромным успехом Мартынов играет Мирволина (""Завтрак у Предводителя""), Ступендьева (""Провинциалка""), Мошкина (""Холостяк""), Расплюева (""Свадьба Кречинского""), Ладыжкина (""Жених из долгового отделения""). В комедиях Островского , Потехина и других Мартынов не встретился с чуждым его таланту репертуаром, как это случилось с Щепкиным; напротив, он оказался лучшим исполнителем бытовых ролей, соединяя прочувствованный драматизм и тонкий юмор с художественной передачей и верным пониманием изображаемых им лиц. Он играет Маломальского (""Не в свои сани не садись""), Беневоленского (""Бедная невеста""), Коршунова (""Бедность не порок""), Еремку (""Не так живи, как хочется""), Михайлу (""Чужое добро в прок не идет"") и не задолго до смерти - Тихона (""Гроза""). Постоянно нуждаясь, Мартынов работал без отдыха, часто гастролировал и к середине 50-х годов надорвал свое слабое здоровье. Умер он от чахотки в Харькове на руках у Островского; тело его было перевезено в Петербург и погребено здесь при огромном стечении народа. Застенчивый, чуждый самомнения, Мартынов по своей простой, реальной, но всегда художественной игре, искреннему чувству и неослабеваемому творчеству является великим артистом русской сцены, окончательно отрешившимся от напыщенности актеров школы В.А. Каратыгина. - Ср. Н. Долгов ""А. Мартынов"" (Санкт-Петербург, 1910); И.И. Панаев ""Литературные воспоминания""; А.А. Ярцев (в биографии Щепкина, издание Павленкова); Г.М. Максимов ""Свет и тени"" (Санкт-Петербург, 1878, глава II). А. П.





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru