Минаев Дмитрий Дмитриевич - известный поэт-юморист и переводчик (1835 - 1889), сын Д.И. Минаева . Воспитывался в Дворянском полку. Недолго служил в Симбирской казенной палате и в земском отделе министерства внутренних дел. Стихи Минаева стали появляться в печати с 1857 г. Курочкин пригласил его сотрудничать в ""Искру"". С 1859 г. Минаев пишет свои многочисленные и грубоватые пародии, хлесткие сатиры, не всегда справедливые эпиграммы и ряд стихотворений юмористического характера. В 1862 г. он делается редактором ""Гудка"", но вскоре снимает свою подпись, не переставая сотрудничать в нем. Расцвета литературной деятельности Минаев достигает в конце 60-х и начале 70-х годов. Постоянно меняя свои псевдонимы (""Словарь псевдонимов"" Карцева и Мазаева насчитывает их более 29), Минаев был особенно популярен как ""Д. Свияжский"", ""Обличительный поэт"", ""Темный человек"" и ""Майор Бурбонов"". Из комедий Минаева - ""Либерал"" (""Отечественные Записки"", 1870, № 12, и в сборнике ""На перепутье"", Санкт-Петербург, 1871), ""Кассир"" (написал вместе с С.Н. Худяковым, Санкт-Петербург, 1883) и ""Спетая песня"" (""Вестник Европы"", 1874, № 5) или ""Разоренное гнездо"" (Санкт-Петербург, 1875), - ни одна не пользовалась успехом на сцене, хотя за последнюю Минаев получил от Академии Наук Уваровскую премию. Он выступал также в качестве полемиста в ""Русском Слове"", ""Деле"", обнаруживая и здесь присущую ему бойкость пера. Совершенно неудачны были его сказки в стихах для детей, как, например, ""Дедушкины вечера"" (Санкт-Петербург, 1880), ""Новые новинки, песни да картинки"" (Санкт-Петербург, 1882), ""Теплое гнездышко"" (Санкт-Петербург, 1882). Хорошо зная только по-французски, немного по-немецки и пользуясь подстрочными переводами других лиц с английского и итальянского, Минаев переделывал такие переводы (из Байрона, Шелли, Мольера, Гюго, Гейне, Данте) в гладкую стихотворную форму, часто далекую от подлинника. В литературно-артистических кругах его знали как автора колких эпиграмм на вся и все, человека, способного написать, без помарок, сатиру в несколько десятков строк. Изучительное версификаторство, природный, хотя не глубокий юмор ввели Минаева в сферу злободневности и выработали из него находчивого полемиста, автора бесчисленных рифм. Настоящий поэт растворился в море острословия; талант его, подтачиваемый пьянством, дал ему имя, но вскоре поблек. Минаев пережил свою славу и умер у себя забытым и одиноким. Сборники его стихотворений: ""Перепевы"" (Санкт-Петербург, 1859), ""Думы и песни"", 2 части (Санкт-Петербург, 1863 - 1864), ""Здравия желаю"" (Санкт-Петербург, 1867), ""В сумерках"" (Санкт-Петербург, 1868), ""Песни и поэмы"" (Санкт-Петербург, 1870), ""Чем хата богата"" (Санкт-Петербург, 1880), ""Всем сестрам по серьгам"" (Санкт-Петербург, 1881), ""Не в бровь, а в глаз"" (Санкт-Петербург, 1882; 2-е изд., 1898). Отдельно вышли: ""Проказы черта на железной дороге"" (Санкт-Петербург, 1862), ""Евгений Онегин"" (Санкт-Петербург, 3-е изд. 1877), ""Людоеды, или Люди шестидесятых годов"" (Санкт-Петербург, 1881) и мн. др. - См.: Н.А. Державин ""Король рифмы"" (""Исторический Вестник"", 1914, № 7 и 8); П. Быков (""Новая жизнь"", 1913 и 1914, № 2, воспоминания); А. Пругавин (""Новая жизнь"", 1913, № 2); А.В. Эвальд (""Исторический Вестник"", 1895, № 12, воспоминания); Н. Гербель ""Русские поэмы"" (Санкт-Петербург, 1888); Н.К. Михайловский ""Литературные воспоминания и современная смута""; Д.Д. Языков ""Обзоры"", в. IX (Москва, 1905); ""Русская Старина"", 1890, № 4. А. Поляков.
|