Минаев Иван Павлович - известный исследователь буддизма (1840 - 1890). Окончил курс на восточном факультете Петербургского университета, по китайско-маньчжурскому отделению. Лекции В.П. Васильева привлекли его внимание к буддизму, для занятий которым Минаев стал изучать санскрит; в британском музее и парижской библиотеке работал над палийскими рукописями, которым составил каталог (не издан). В 1869 г. получил степень магистра за исследование ""Пратимокшасутра. Буддийский служебник, изд. и перевод"" (Санкт-Петербург, 1869; приложение № 1, к XVI т. ""Записки Императорской Академии Наук""). В том же году издал ""Die Pali-Metrik Vuttodava"" (""Mek. Asiat."", VI, 195), в 1870 г. напечатал ""Новые факты относительно связи древней Индии с Западом"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1870, № 8). Состоял профессором сравнительного языкознания в Санкт-Петербургском университете. Посвятил ряд статей буддийским легендам (джатаки): ""Несколько рассказов о перерождениях Будды"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1871, № 11); ""Несколько слов о буддийских джатаках"" (ib., 1872, № 6); ""Индийские сказки"" (ib., 1874, № 11; 1876, № 2, 4, 5). Получил степень доктора за ""Очерк фонетики и морфологии языка Пали"" (Санкт-Петербург, 1872), переведенный на французский и английский языки. Двухлетнее путешествие его по Индии и Цейлону, описано им в книге ""Очерки Цейлона и Индии"" (Санкт-Петербург, 1878). В эту же поездку он посетил и Неаполь и записал в Камаоне ряд интересных сказок и легенд (""Ученые Записки Историко-филологического факультета"", 1876, т. II, ч. I). Описание второго путешествия Минаева в Индию (1879) сохранилось в его бумагах, но не издано. В 1880 г. он напечатал ""Очерк важнейших памятников санскритской литературы"" (""Всеобщая история литературы"", изд. В. Корша , вып. I). С 1883 г. Минаеву поручено было чтение санскритского языка и литературы на восточном факультете. В 1885 г. Минаев ездил в Индию в третий раз, с двумя русскими офицерами, приглашенными на маневры в Дели. Индию он посетил лишь мимоходом и проехал в Бирму (""Англичане в Бирме"", ""Вестник Европы"", 1887, № 11). По возвращении, продолжал издавать разные буддийские, главным образом палийские тексты (в ""Jour. of the Pali-Text society"", 1885, 1886, 1887 и 1889 годы и в ""Записках восточного отделения Императорского археологического общества"", т. I и IV). В это же время вышел главный его ученый труд: ""Буддизм. Исследования и материалы"" (т. I, вып. 1 и 2, Санкт-Петербург, 1887, в ""Записках Историко-филологического Факультета"", т. XVI). В ""Журнале Министерства Народного Просвещения"" (1876 - 83) напечатан ряд статей его, касающихся Индии. Главное значение научной деятельности Минаева - в трудах, посвященных истории буддизма и изданию его памятников. Языковедом в настоящем значении слова он не был и не оставил ни одного лингвистического труда, кроме палийской грамматики, главная ценность которой - не в методе, а в сообщении совершенно нового для того времени материала, извлеченного им из рукописных источников. Как профессор, Минаев был верен лучшим традициям университетской деятельности. - Ср. С. Ольденбург ""Памяти И.П. Минаева"" (""Живая Старина"", 1890, кн. I), и С. Булич , биография И.П. Минаева, в ""Биографическом Словаре профессоров Петербургских университетов"" (т. II), где приведена и полная библиография научных трудов Минаева. С. Булич.
|