Мочалов, Павел Степанович - знаменитый трагик (1800 - 1848), сын известного московского актера, бывшего дворового человека помещика Демидова. Учился в пансионе братьев Терликовых, одно время состоял слушателем Московского университета. С детства сцена неудержимо привлекала М. 17 лет от роду он с исключительным успехом дебютировал в Москве в роли ""Полиника"" (""Эдип в Афинах"" Озерова ). Поездка его за границу почему-то не состоялась. За тридцать лет (с небольшими перерывами) своего служения на московской сцене М. пришлось выступать в самых разнообразных ролях, не исключая и ролей в водевилях с пением. М. часто играл в комедиях князя Шаховского (""Аристофан"", ""Пустодомы"", ""Урок женатым"" и др.), исполнял Альмавиву в ""Севильском Цирюльнике"", Чацкого в ""Горе от ума"", но большого впечатления не производил и своей игрой в комедиях всегда был недоволен. В мещанской драме М. пользовался огромным успехом. Его лучшие роли были Альфред Жермани (""Тридцать лет, или Жизнь игрока""), граф д'Обервиль (""Графиня д'Обервиль"") и в особенности Мейнау (""Ненависть к людям и раскаяние"", Коцебу ), который, по словам Ап. Григорьева , ""вырастал у него в лицо почти байроновской меланхолии"". Из пьес русского репертуара М. выступал в драмах Ободовского , Полевого и Кукольника . В трагедиях Шиллера и Шекспира гений М. проявился во всю свою мощь. В пьесах Шиллера М. играл Дон-Карлоса, Карла и Франца (""Разбойники""), Фердинанда и Миллера (""Коварство и Любовь""), Мортимера (""Мария Стюарт""), в пьесах Шекспира - Отелло, Ричарда III, Лира, Ромео, Кориолана и Гамлета. Исполнение им роли Гамлета было выдающимся событием в истории русского театра; он приводил в восторг всех, кто его видел в этой роли. Как и всегда, М. не дал вполне выдержанного типа, переделал меланхолического, слабовольного датского принца в человека исключительной энергии, огненного темперамента и чуть ли не титанической силы. Его игра была чересчур субъективна, но она подкупала художественным совершенством исполнения. ""М. играл свою собственную душу"" - писал Ап. Григорьев несколько лет спустя после Белинского , давшего яркое описание игры артиста в статье ""Гамлет, драма Шекспира и М. в роли Гамлета"". Современники в один голос характеризуют М. как артиста ""Божьей милостью"". Он рос и работал без всякой школы. Упорный, систематический труд, постоянное изучение ролей, которыми так много занимался соперник М. по сцене В.А. Каратыгин , были ему чужды. Он был рабом своего вдохновения, художественного порыва, творческого наития. Когда его оставляло настроение, он был посредственным артистом, с манерами провинциального трагика; его игра была неровна, на него нельзя было ""положиться""; часто во всей пьесе он хорош был только в одной сцене, в одном монологе, даже в одной фразе. Гений М. не опирался, как у Каратыгина, на образование. Все попытки друзей артиста, например, С.Т. Аксакова , содействовать развитию М., ввести его в литературные кружки ни к чему не привели. Замкнутый, застенчивый, неудачник в семейной жизни, М. убегал от своих аристократических, образованных поклонников в студенческую компанию или запивал свое горе в трактире, с случайными собутыльниками. Всю жизнь он прожил ""гулякой праздным"", не создал школы и был положен в могилу с эпитафией: ""безумный друг Шекспира"". Перу М. принадлежит драма ""Черкешенка"" и несколько стихотворений, напечатанных в ""Еж. Имп. Театр."" (сезон 1900 / 1901 г., прил. 3). - См.: С.Т. Аксаков ""Литературные и театральные воспоминания""; Барсуков ""Жизнь и труды Погодина""; М.П. Погодин ""Два слова о М."" (""Антракт"", 1868, № 25); Каратыгин ""Записки"" (1880, Санкт-Петербург); А.Д. Галахов ""Литературная кофейня в Москве"" (""Русская Старина"", 1886, № 4); П.П. Вейнберг ""Из моих театральных воспоминаний"" (""Еженедельник Императорский Театр."", 1894 - 1895, кн. I); А.А. Ярцев ""П.С. Мочалов"" (""Еженедельник Императорский Театр."", 1896 - 1897, кн. 3). Об игре М. писали Белинский, Ап. Григорьев, Галахов (""Шекспир на Руси"", ""Русская сцена"", 1864, № 4), М.С. Щепкин (""Воспоминания"", Санкт-Петербург, 1914), Сиротинин (""Арт."", 1893, № 26). А. Поляков.
|