Муравьев, Михаил Никитич - государственный деятель и писатель (1757 - 1807). Учился в Московском университете; служил в Измайловском полку; в 1777 году был выбран сотрудником вольного собрания любителей российского слова, в трудах которого и печатались его ранние опыты. В 1785 году М. был приглашен Екатериною II преподавать великим князьям Александру и Константину Павловичам русскую словесность, русскую историю и нравственную философию. В своих лекциях, отличавшихся живостью и ясностью изложения: ""Опыт истории письмен и нравоучения"" (Санкт-Петербург, 1796; М., 1810), М. следовал взглядам шотландских философов. В 1800 году он был назначен сенатором; в 1801 году Александр I определил его секретарем в собственный кабинет для принятия прошений. В 1802 году назначен товарищем министра народного просвещения, в 1803 году - попечителем Московского университета; отправлял обе должности одновременно, живя преимущественно в Петербурге. Он увеличил состав московских профессоров как из числа иностранцев, так и из числа питомцев университета (Мерзляков , Тимковский, Кошанский , Чеботарев , Болдырев , Мудров и другие); создал при университете ряд обществ, устроил институты хирургический, клинический и повивальный, ботанический сад и музей натуральной истории; ввел ""курсы для публики""; принимал деятельное участие в выработке нового устава университета 1804 года; предпринял издание научного журнала: ""Московские Ученые Ведомости"", прекратившегося с его смертью. Доставлял для Карамзина многие из тех материалов, на которых построена ""История Государства Российского"". В подражание Вергилию написана им ""Эклога"" (1771). В 1773 году появились его ""Басни в стихах"" и ""Переводные стихотворения"". ""Обитатель предместья и Эмилиевы письма"" (1815) имеют автобиографическое значение (воспоминания о его детстве). Полное собрание его произведений в стихах и прозе издано в Санкт-Петербурге, (1819 - 20, 1847, 1857). Как писатель, М. был проводником сентиментализма, подражателем Н.М. Карамзина , которому следовал и в изложении теоретических взглядов на историю (""Учение истории"" и ""О истории и историках""). Как в лекциях о ""нравоучении"", так и во многих стихотворениях он полагает ""верховное счастье"" в добродетели, а главным достоинством добродетельного человека считает самообладание; одобрение совести ставил выше всего и благополучие видел в ""чувствовании сердца"" (см., например, стихотворения ""Размышление"" и ""Послание к И.П. Тургеневу""). - Ср. ""Вестник Европы"" (1807 год, № 19, ст. Кошанского); ""Галатея"" (1830 год, № 13, ст. Н. Б-ского); Шевырев ""История Московского университета"" (М., 1855); ""Москвитянин"" (1855 год, № 9); Сухомлинов ""Материалы для истории образования в России при Александре I""; Петухов ""М.Н. Муравьев. Очерк его жизни и деятельности"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1894, кн. 8); В.И. Саитов , в примечаниях к сочинению Батюшкова ; Венгеров ""Русская поэзия"". Новейшее, по архивным и печатным источникам, исследование: Н. Жинкин ""М. Н. М."" (""Известия II-го Отделения Академии Наук"", 1913, кн. 1).
|