Никита, известный в истории с прозвищем Пустосвят, собственно Н. Конст. Добрынин - виднейший руководитель старообрядческого движения 1682 г. Суздальский священник, ревнитель старины, Никита только по оставлении ""властительным"" патриархом кафедры выступил активно против Никоновых ""новин"", с доносом на сторонника Никона, архиепископа суздальского Стефана, обличая его в служении ""не по правилам св. отец"" (1659). Закончившееся было безрезультатно следствие по этому делу вновь началось по жалобам архиепископа и Никиты друг на друга. Вследствие склонности к старине следователей и судей на соборе 1660 г. архиепископу грозило низложение, но вмешательство царя привело к пересмотру дела: архиепископ Стефан переведен к Архангельскому собору в Москве, а Никита за ложный донос лишен права священнодействовать и причастия. И позже каждогодними челобитьями царю и святителям он не мог добиться ""разрешения"". В эти же годы Никита готовился к новому выступлению против Никоновых реформ, составляя обличение на книгу ""Скрижаль"", эту апологию всех ""новин"" Никона, и на ""новоисправленные церковные книги"". К осени 1665 г. ""великая челобитная"" царю была готова вчерне, и Никита давал ее читать кое-кому в Москве. о ней стало известно правительству, и в начале 1666 г. Никита с неперебеленной вполне челобитной был арестован, судим на соборе, анафематствован им и отлучен от церкви, а на его челобитную, получившую уже известность среди старообрядцев, было поручено составить опровержение Паисию Лигариду (его труд остался в рукописи) и Симеону Полоцкому (""Жезл правления"", изд. в 1667 г.). Популярность челобитной и обнаруженные в ней Никитой, широкая начитанность, простой и ясный язык, умение использовать слабые стороны и неясности изложения противника - все это выдвигало автора ее в ряды главных руководителей старообрядства, но у Никиты не оказалось твердости и мужества, необходимых вождю гонимых. Устрашенный перспективой ""сруба и меча"" (заключения и казни), он принес покаянную, был освобожден, но не разрешен к священнодействию. Вернувшийся к старообрядчеству, потом под угрозой наказания снова просивший прощения у патриарха, затем опять обратившийся к старине Никита не мог пользоваться, как ""апостат"" (отступник), большим влиянием среди братьев по вере. В период опиравшегося на стрельцов старообрядческого движения смутного 1682 г. он был выдвинут, очевидно, за отсутствием других - как книжный человек, могущий ""ответ держати"" перед духовными властьми. Его грубое поведение на собеседовании с патриархом и др. 5 июля 1682 г. и оскорбительная для царского рода челобитная ""раскольников"" побудили правительство к более энергичным репрессивным мерам. Стрельцы, обильно угощенные пивом и медом, отказались от защиты старой веры и выдали ""отцов-руководителей"". Никита, как главный из них, 11 июня был казнен. ""Великая челобитная"" Никиты издана по автографу Н.И. Субботиным в IV т. ""Материалов для истории раскола за первое время его существования"" (М., 1878); др. челобитные и некоторые данные о Никите в I т. тех же ""Материалов"" (М., 1875). Кроме данных в изд. Субботина, см. П.С. Смирнов ""Внутренние вопросы в расколе в XVII в."" (Санкт-Петербург, 1898, стр. 051 - 052). П. Л.
|