Николай - Мурликийский архиепископ, святой, высокочтимый на Востоке и Западе, иногда даже мусульманами и язычниками. Его имя окружено массой народных сказаний. Это творчество продолжается доселе, особенно среди греков и в России. Фигура святого так заткана агиографическими узорами, что становится невозможным распознать род деятельности, в которой он проявляет себя по преимуществу, определить специальную область его покровительства. Остается одна общая черта: Николай - самый демократический, самый простой и доступный, житейский святой. Эта черта ярко схвачена в легенде о том, как он и Касьян отнеслись к горю мужика, увязившего воз в грязи: Касьян не решился замарать свои светлые ризы и прошел мимо, а Николай весь выпачкался, помогая мужику, и за это получил два праздника в году (9 мая и 6 декабря) вместо одного в четыре года, доставшегося Касьяну (29 февраля). По-видимому, первыми по времени с именем святого Николая скрепляются моряцкие легенды. С самого начала возникновения его почитания он считается покровителем моряков и мореплавания. Ни один путешественник не минует города Муры, не сделав приношения храму святого. В Бари, куда были перенесены мощи Николая в 1087 г., прибывают обитатели далекого, по преимуществу морского, Скандинавского севера молиться у гробницы святого. В народных сказаниях морские чудеса Николая занимают выдающееся место. При этом отмечается любопытное явление, что во многих местах Николай завладевает почитанием, установившимся в честь других святых покровителей плавания, например Климента, самое имя которого выдает в нем заступника плавающих. Так это случилось, например, в южной России в XI в., где почитание Николая вытесняет культ Климента и связывается, между прочим, с иконой Николы Мокрого в киевском Софийском соборе. Некоторые исследователи полагают, что подготовка местного Мурликийского почитания святого Николая, как покровителя мореплавания, совершалась еще в языческом моряцком культе. В гавани Мур водилась, по старому языческому преданию, рыба Orphus, которую жрецы кормили жертвенным мясом и по движениям которой делали предсказания. Сделавшись популярным на моряцкой основе среди народа, вся жизнь которого была связана с морем, святой Николай скоро стал представляться покровителем и других житейских групп - школьников, маленьких детей и пр. Нередко религиозное воображение давало ему отдельные рискованные поручения, как, например, нанесение пощечины Арию на Первом Вселенском соборе. В конце концов, Николай оказался ""всех предстателем и заступником, всех скорбных утешителем, всех сущих в бедах прибежищем, благочестия столпом, верных поборником"". Сказания о святом Николае нарастали тем более, чем менее мы имеем о нем достоверных сведений. В сущности, мы не знаем даже, когда он умер. Принимается вообще дата половины IV в.; но для нее нет надежной опоры. Насколько здесь беспомощно положение исследователей, свидетельствует признание архиепископа Сергия , автора ""Месяцеслова Востока"": в ""Трудах киевской духовной академии"" (1873, декабрь) доказывается, что многие события в житии святого Николая взяты из жития другого Николая Мурликийского, бывшего при Юстиниане (527 - 565). Действительно, в месяцеслове греческого апостола XI - XII в. папианской библиотеки есть 6 декабря память другого святителя Николая при Юстиниане Великом. Смешение двух житий этих святителей более чем вероятно. Но что из жития второго перешло в житие первого, доселе решить трудно"". - Русская литература житий и сказаний является очень обильной уже в XI в., со времени установления праздника перенесения мощей 9 мая. Целый ряд сказаний о чудесах усвояется Ефрему, епископу Переяславскому XI в. Подробные указания и перечни - в исследовании Н.К. Никольского ""Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X - XI в.)"" (Санкт-Петербург, 1906). См. также Д. Шестаков ""Исследования в области греческих народных сказаний о святых"" (Варшава, 1910); архиепископ Сергий ""Полный месяц. Востока"" (т. II, 2-е изд.); Е.В. Аничков ""Микола угодник и св. Николай"" (Санкт-Петербург, 1892).
|