Пафнутий (Шикин) - лжеепископ казанский (умер в 1890 г.). Был поставлен московским Антонием (Шутовым), в 1856 году, для вновь открытой тогда архиерейской кафедры казанских раскольников. До смерти Антония (1881) П. пользовался репутацией искреннего, убежденного окружника и смелого обличителя грубых раскольнических лжеучений, которые старался распространять среди поповцев австрийского согласия Антоний Шутов, оставшийся беспоповцем, несмотря на свое мнимоархиерейское звание. Окружное послание П. принял под свою защиту, как только увидел двусмысленные, а потом и явно враждебные к нему отношения Антония. В возникшей затем борьбе между окружниками и противуокружниками П. постоянно являлся горячим сторонником первых, отстаивал их и за границей, на раскольнических соборах по делу Окружного послания. В ""Замечаниях уклонений от иерархического порядка, учиненных архиепископом Антонием по одноличному своему произволу"" (напечатано в приложениях ко 2-му выпуску ""Современных летописей раскола"", издан. в 1869 году), П. обличает лжеучения Антония и разные антиканонические действия, запечатленные беспоповским характером. Антоний поручил Онисиму Швецову составить от имени Антония ""Отзыв на письмо П., епископа казанского"". Пафнутий с своей стороны составил ""Замечания на отзыв московского архиепископа Антония"" (напечат. в приложении к ""Летописи происходящих в расколе событий"", 1891, № 3). Кроме того, П. написал сочинение: ""Раскольнический лжеучитель Швецов пред судом одного из своих собственных епископов"" (напечатан после смерти П., М., 1891). П. был человек хорошо начитанный, видевший лживость многих раскольнических мнений, не питавший особенной вражды к православной церкви. Голос его очень ценился умеренными и разумными старообрядцами. Чуждый раскольнического фанатизма, П. возмущался теми проявлениями его, какими особенно отличался Антоний Шутов. Избрание в московские архиепископы ничтожного невежды Савватия (1881 год) П. принял за личное себе оскорбление. Желание стать во главе раскольнической иерархии заставило П. заискивать пред властными в расколе людьми, для чего он пожертвовал даже Окружным посланием. Однако происки П. не имели успеха и уронили его в глазах его приверженцев. Переход его на жительство в Черемшанский женский скит (близ Хвалынска) поставил его в неприязненные отношения к саратовскому раскольническому епископу Паисию, в епархии которого находится Черемшан, и породил между ними вражду, из-за которой П. нарушал церковные правила. В Черемшане П. оставался до самой смерти, отправляя священнослужение, несмотря на мероприятия, принятые московским раскольническим духовным советом с целью его ""обуздания"". См. ""Летопись происходящих в расколе событий"" (""Братское Слово"", 1891, № 3).
|