Первольф (Осип Осипович, 1841 - 1891) - славист, чех по происхождению, учился в Пражском университете. Уже в своих первых журнальных работах П. проявил внимание к России: он писал по истории Малороссии, о происхождении Руси, о казаках. Участвовал в редактировании ""Fontes rerum Bohemicarum"". Служба в чешском музее сближала П. с посещавшими Прагу русскими учеными и укрепляла его интерес к России. В статье ""Snemy v nekdyzi Rusi"" (""Cas. Cesk. Mus."", 1867 - 68) П. ознакомил своих соотечественников с явлениями древнерусской общественной жизни: вечем, земскими соборами и думами, казацкими кругами и радами (по сочинениям Соловьева , Костомарова , К. Аксакова , Чичерина и других). В ""Vyvin idey vzajemnosti un narodov slovanskych"" (1867) он следит за историческими проявлениями взаимности в политической и культурной жизни славянства и рекомендует эту взаимность в настоящее время. Идея славянской взаимности стала господствующей идеей всей дальнейшей ученой деятельности П. Его ""Slovane, historicky nastin"" (1869) - первый и доселе не замененный опыт общей истории славянства (при участии Воцеля и Эрбена). В 1871 году П., по предложению П.А. Лавровского , занял кафедру славянской филологии в Варшавском университете и читал славянские древности, историческую этнографию, характеристику славянских наречий. В 1874 году П. получил в Санкт-Петербургском университете степень магистра за диссертацию о славянской взаимности (в ""Журнале Министерства Народного Просвещения""), а в 1876 году от Варшавского университета степень доктора за книгу: ""Германизация балтийских славян"" (Санкт-Петербург, 1876). В 1886 году вышел I том его труда ""Славяне, их взаимные отношения и связи"" (очерк политической истории славян по племенам и быт их), в 1888 году - II том (славянская идея в литературе славян до XVIII века), в 1890 году - 1 часть (""Западные славяне"") III тома (славянская идея в политических и культурных сношениях славян до XVIII века; в рукописи, за смертью автора, осталась глава о польско-русских отношениях). IV том - возрождение славян - остался в виде сырого материала. Весь этот труд дает большое обилие фактов, но страдает несовершенствами плана и системы. Вопросам о славянской взаимности посвящены также статьи П.: ""Чехи и русские"" (""Беседа"", 1872), ""Чехи и поляки в XV и XVI веках"" (""Osveta"", 1873 и ""Cas. C. Mus."", 1880), ""Александр I и славяне"" (""Древняя и Новая Россия"", 1879), ""Славянское движение у поляков 1800 - 1830 гг."" (""Osveta"", 1879), ""Славянская идея в России"" (""Osveta"", 1879), ""Поляки и русины"" (""Osveta"", 1891). Из работ П., посвященных славянским древностям, выдаются: ""Варяги - Русь и балтийские славяне"" (отрицание балтийской теории Гедеонова и Забелина ; в ""Журнале Министерства Народного Просвещения"", 1877), ""Slavische Volkernamen"" и ""Polen, Liachen, Wanden"" (""Archiv"" Ягича), ""Staroslovahcke rady a obyceje"" (""Slov. Sbornik"" Елинека, 1884) и ""Словенский язык и его судьбы у народов славянских"" (""Мефодиевский Сборник"", Варшава, 1885). Много работал П. и по вопросам восточному и австро-славянскому: ""Uhry a vychodni otazka"" (""Cas. Cesk. Mus."", 1869; переработано в ""Мадьяры и восточный вопрос"", ""Вестник Европы"", 1877), ""Восточный вопрос - славянский вопрос"" (""Osveta"", 1878), ""Die Slavischorientalische Frage"" (1878), ""Славянское движение в Австрии 1800 - 1848 гг."" (""Русская Речь"", 1879), ""Славянское движение 1848 года и австрийские славяне 1848 - 1849 гг."" (""Вестник Европы"", 1879) и др. Ср. ст. К.Я. Грота в ""Варшавских Университетских Известиях"" (1892, III). Н. Я-в.
|