Электронные Толковые Словари
Реклама

Теософский словарь Е.П. Блаватской
"ТРИШАРАНА"

/ Главная / Теософский словарь Е.П. Блаватской / буква Т / ТРИШАРАНА
Теософский словарь Е.П. Блаватской

(Санскр.) То же, что «Триратна», и принято как Северной, так и Южной Церквями Буддизма. После смерти Будды это было принято соборами в качестве чистого formula fidei, предписывающего «прибегать к Будде», «прибегать к Дхарме», «прибегать к Сангхе», или его Церкви, в том смысле как это теперь толкуется, но не в том, как «Свет Азии» желал бы преподать эту формулу. О Трикае м-р Э.Дж. Эйтель в своей «Handbook of Chinese Buddhism» говорит, что это «деление на три части преподавалось, имея в виду природу всех Будд. Бодхи является характерной чертой Будды» - различие делалось между «сущностным Бодхи» как атрибутом Дхармакая, т.е. «сущностного тела»; «отраженным Бодхи» как атрибутом Самбхогакая; и «практическим Бодхи» как атрибутом Нирманакая. Будда, сочетая в себе эти три состояния существования, якобы, жил в одно и то же время в трех различных сферах. Это показывает насколько ужасно неправильно понято чисто пантеистическое и философское учение. Не останавливаясь на том, чтобы спросить, как одеяние Дхармакая может обладать хоть каким-либо «атрибутом» в Нирване, которая явлена, как в философском Брахманизме, так и в Буддизме, абсолютно лишенной какого бы то ни было атрибута, постижимого для человеческой конечной мысли - будет достаточным указать на следующее: - (1) «Будды Сострадания» предпочитают одеяние Нирманакая одеянию состояния Дхармакая, но именно потому, что последнее прекращает для того, кто достиг его, всякое общение или связь с конечным, т.е. с человечеством; (2) это не Будда Готама( смертный человек, или какой-либо другой личностный Будда) кто вездесуще живет в «трех различных сферах, в одно и то же время», но Бодхи, универсальный и абстрактный принцип божественной мудрости, который в философии символизирован Ади-Буддой. Вездесущ именно последний, ибо это всемирная сущность или принцип. Именно Бодхи, или дух состояния Будды, растворившись в своей предвечной однородной сущности и погрузившись в нее, как Брама (вселенная) погружается в Парабрахм, Абсолютность, - подразумевается под названием «сущностный Бодхи». Ибо Нирвани, или Дхиани Будда, должен рассматриваться - прибывая в Арупадхату, бесформенном состоянии, и в Дхармакая - как сам этот «сущностный Бодхи». В «отраженном Бодхи» в Рупадхату, или мире субъективных «форм», живут Дхиани-Бодхисаттвы, предвечные лучи всемирного Бодхи; а Нирманакаи (множественное число), прекратив свои жизни «практических Бодхи», - в «озаренных» формах, или формах Будд, добровольно остаются в Камадхату (мире желаний), либо в объективных формах на земле, либо в субъективных состояниях в ее сфере (второй Буддакшетре). Это они делают для того, чтобы наблюдать, охранять и помогать человечеству. Таким образом, имеется ввиду не один Будда, также и не отдельный аватар коллективных Дхиани Будд, но, поистине, Ади-Бодхи - первый Логос, предвечный луч которого есть Махабуддхи, Всемирная Душа, Алайа, - пламя которого вездесуще и влияние которого в каждой из этих трех форм существования распространяется на свою особую сферу, ибо, еще раз повторим, это есть само Вселенское Бытие, или отражение Абсолюта. Поэтому, если философичным является говорить о Бодхи, который «как Дхиани Будда правит в сфере духовной» (четвертой Буддакшетре, или области Будды); и о Дхиани Бодхисаттвах, «правящих в третьей Буддакшетре», или сфере мыслеосновы; и даже о Мануши Буддах, которые как Нирманакаи пребывают во второй Буддакшетре, - то относить «идею о единстве в троице» к трем личностям - в высшей степени нефилософично.





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru