Буддизм  теперь расколот на две различные Церкви: Южную и Северную. Говорят, что первая  является более чистой формой как более строго сохранившая первоначальные учения  Владыки Будды. Это религия Цейлона, Сиама, Бирмы и других стран, в то время как  Северный Буддизм связан с Тибетом, Китаем и Непалом. Однако такое различение  неправильно. Если Южная Церковь и ближе, в том, что не отклонилась - за  исключением, может быть, некоторых незначительных догм, результата  многочисленных соборов, проводившихся после смерти Учителя, - от общедоступных  или экзотерических учений Шакьямуни, - то Северная Церковь есть отпрыск  эзотерических учений Сиддхарты Будды, давая которые он ограничился своими  избранными Бхикшу и Архатами. Фактически, о Буддизме в настоящем веке  невозможно справедливо судить как по одной, так и по другой из его  экзотерических, популярных форм. Истинный Буддизм можно оценить лишь соединив философию Южной  Церкви с метафизикой Северных Школ. Если одна кажется слишком иконоборческой и  суровой, а другая - слишком метафизической и трансцедентальной, даже обросшая  сорняками индийского экзотеризма - поскольку многие из богов его Пантеона  пересажены под новыми именами на тибетскую почву, - это целиком обязано популярному  выражению Буддизма в обеих Церквях. Они относятся друг к другу так же, как,  соответственно, Протестантство и Римский Католицизм.  Обе грешат избытком усердия и ошибочных  интерпретаций, хотя духовенство - как Южных, так и Северных буддистов - никогда  не отступала от истины сознательно; еще менее действовали они по предписаниям  жрецократии, честолюбия, или следуя за личной выгодой и властью, как это делали  обе христианские Церкви.
 
|