Электронные Толковые Словари
Реклама

Теософский словарь Е.П. Блаватской
"ЗЕНД-АВЕСТА"

/ Главная / Теософский словарь Е.П. Блаватской / буква З / ЗЕНД-АВЕСТА
Теософский словарь Е.П. Блаватской

(Пехл.) Общее название священных книг парсов, огне- исолнцепоклонников, как их называют по невежеству. Настолько мало поняты эти величественные учения, которые по-прежнему встречаются в различных фрагментах, составляющих все, что теперь осталось от этого собрания религиозных трудов, что Зороастризм без различия называют Огнепоклонничеством, Маздаизмом или Магизмом, Дуализмом, Солнцепоклонничеством и чем угодно еще. «Авеста», как теперь собрана, имеет две части: в первой содержатся «Вендидад», «Висперад» и «Ясна»; а вторая часть, называемая «Хорда Авеста» (Малая Авеста) составлена из коротких молитв, называемых Гах, Ньяйиш и т.д. Зенд означает «комментарий или толкование», а Авеста (от древнеперсидского абашта) - «закон». (См. Дармстетер.) Как переводчик «Вендидада» отмечает в примечании (см. «Введ.», XXX), «то, что принято называть «языком Зенд», должно называться «языком Авесты», ибо Зенд вовсе не является языком; а если это слово употреблять как обозначение языка, то это можно справедливо отнести лишь к пехлеви». Но с другой стороны, сам пехлеви есть лишь язык, на который переведены определенные оригинальные части «Авесты». Какое же название должно быть дано древнему языку «Авесты» и, в особенности, «специальному диалекту, более древнему, чем общий язык Авесты» (Дармст.), на котором написаны пять Гатх в «Ясне»? Об этом востоковеды молчат и по сей день. Почему Зенд не мог бы быть того же рода, если и не идентичен, что и Зен-сар, означая также речь, объясняющую абстрактный символ или «язык мистерий», употребляемый Посвященными?





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru