ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
, соответствие явления или процесса определенному (относительно завершенному) состоянию,
материальная или идеальная модель к-рого представляется в качестве цели.
Ц. рассматривается,
с одной стороны,
как имманентная (внутренняя) взаимосвязь объекта самого по себе,
а с другой,
— как нек-рое отношение в сфере взаимодействия объекта и субъекта.
Отношение Ц.,
характерное для человеческой деятельности,
может выступать и в качестве научного принципа исследования структуры и функций саморегулирующихся и эквифинальных систем (т.
е. систем,
способных достигать одинакового конечного результата независимо от начальных условий).
При исследовании форм Ц. как объективного факта природы особое значение приобретает изучение органич.
Ц.,
к-рая проявляется в характерных для живых систем состояниях строения и функций,
организации обмена веществ,
управления и регуляции и т. п. Теория эволюции Ч. Дарвина (1859) объяснила органич.
Ц. как приспособленность организмов к условиям их существования.
Отвергая телеологию,
дарвинизм вместе с тем не отбрасывает фактор органич. Ц. Дарвин доказал,
что приспособленность видов,
выработанная отбором,
не может быть абсолютной,
она всегда относительна и полезна лишь в тех условиях среды,
в к-рых виды длительное время существуют. Так,
форма тела,
органы дыхания и др. особенности рыб целесообразны лишь в условиях жизни в воде и непригодны в наземных условиях жизни; зеленая окраска саранчи маскирует насекомых на фоне зеленой растительности.
С позиций диалектико-материалистич. детерминизма получают объяснение не только структурные,
но и генетич. аспекты органич. Ц.,
т. е. представление об известной направленности Ц. морфофизиологич.
реакций — наследственных изменений,
метаболич.,
термодинамич. и др. процессов живых систем.
|