КОНЦЕПЦИИ ВИДА
(от лат. conceptio — понимание,
система),
методологически все существовавшие и существующие К. в. можно разделить на три группы,
из к-рых первые две представляют интерес в основном для истории науки (хотя до последнего времени и поддерживаются нек-рыми авторами): 1) типологическая концепция,
согласно к-рой особи не находятся друг с другом в каких-либо особых отношениях,
будучи просто выражением одного и того же типа; изменчивость представляет собой результат несовершенных проявлений “идеи” (eidos Платона),
заложенной в каждом виде. Такой концепции,
восходящей к философии Платона и Аристотеля,
придерживались К. Линней и его последователи; 2) номиналистическая концепция,
согласно к-рой в природе существуют только особи,
тогда как виды — это абстракции,
созданные человеком (когда номиналистам приходится иметь дело с видом,
они рассматривают его как “особь высшего порядка”,
т. е. чисто условно); 3) биологическая концепция (современная) отличается от двух предыдущих тем,
что она подчеркивает популяционный аспект и генетич. интегрированность вида и указывает на то,
что реальность вида определяется исторически сложившимся,
общим для всех особей информационным содержанием его генофонда.
В результате члены вида образуют,
во-первых,
репродуктивное единство (особи любого вида животных воспринимают друг друга как потенциальных супругов и ищут один другого в целях воспроизводства); во-вторых,
вид — это экологич. единство,
к-рое,
несмотря на то,
что оно состоит из отдельных особей,
взаимодействует как целое с др. видами и окружающей средой; в-третьих,
вид — это генетич. единство,
обладающее обширным общим генофондом. Из этой теоретич. концепции можно вывести,
по Э. Майру (1971),
след. определение вида: виды представляют собой группы скрещивающихся естественных популяций,
к-рые репродуктивно изолированы от других таких же групп. См. также Вид
.
|