ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВИДА
,
концепция,
согласно к-рой все особи популяции представляют собой копии “типа” (eidos — идеи,
по Платону),
а наблюдаемое разнообразие мира не более реально,
чем тени каких-либо объектов на стене пещеры,
как аллегорически выражался Платон,
по к-рому лишь постоянные и неизменные “идеи”,
лежащие в основе наблюдаемого разнообразия,
единственно постоянны и реальны. Поскольку сторонники этой концепции верят в сущности (essences),
сама философия называется эссенциализмом,
а ее приверженцы — эссенциалистами (типологами). Большинство философов 17—19 вв.
находились под влиянием идеалистич. философии Платона и ее модификации,
предложенной Аристотелем. Присущий этим школам способ мышления господствовал в естественных науках на протяжении значит.
части 19 в. Концепции неизменных сущностей и полной обособленности каждой идеи (“типа”) от всех прочих делали подлинно эволюционное мышление почти невозможным.
Эссенциалистская философия Платона и Аристотеля несовместима с эволюционным мышлением.
Способы мышления популяционистов и типологов диаметрально противоположны: для типолога тип (eidos) реален,
а изменчивость иллюзорна,
тогда как для популяциониста тип (среднее) — это абстракция,
и только изменчивость реальна. Замена типологич. мышления мышлением в популяционных понятиях явилась,
вероятно,
величайшей концептуальной революцией,
когда-либо происходившей в биологии. См. также Концепция вида
.
|