Электронные Толковые Словари
Реклама

Энциклопедический словарь
"Веласкес"

/ Главная / Энциклопедический словарь / буква В / Веласкес
Энциклопедический словарь

(Родригес де Сильва Веласкес) (Rodriguez de Silva Velasquez)Диего (1599-1660) - испанский живописец. Придворный живописец Филиппа IV(с 1623). Картины на религиозные, мифологические (""Вакх"", ок. 1628-29),исторические (""Сдача Бреды"", 1634) сюжеты, сцены из народной жизни(""Завтрак"", ок. 1617-18), острохарактерные портреты (""Иннокентий X"", 1650;групповой портрет ""Менины"", 1656), правдивые и поэтичные сцены труда(""Пряхи"", 1657). Живопись Веласкеса отличается смелостью реалистическихнаблюдений, умением проникнуть в характер модели, обостренным чувствомгармонии, тонкостью и насыщенностью колорита., Родригес де СильваВеласкес (Rodrigez de Silva Velasquez) Диего (4 или 5 июня 1599, Севилья -6 августа 1660, Мадрид) испанский художник, крупнейший представительиспанского барокко. БиографияПроисходил из небогатой дворянской семьи.Учился в Севилье у Ф. Эрреры-Старшего и у Ф. Пачеко (1611-17), на дочерикоторого Хуане Миранде, женился в 1618. В 1617 получил звание мастера.Работал в Севилье и Мадриде, куда переехал в 1623, назначенный придворнымхудожником с исключительным правом писать портреты короля. Занималразличные должности при дворе Филиппа IV, вплоть до гофмаршала двора в1652; в круг его служебных обязанностей, отнимавших много сил и времени,входила организация всех празднеств, приемов, убранство дворцовых покоев,а также пополнение королевских собраний произведениями искусства.Превосходя современных ему испанских художников не только творческимдиапазоном, но и смелостью и новизной художественных решений, Веласкесписал картины на жанровые, мифологические, исторические, религиозныесюжеты, портреты, пейзажи. Человек высокого нравственного благородства, онбыл назван современниками ""художником Истины"". Севильский период.БодегоныСамостоятельность проявилась уже в ранних полотнах севильскогопериода, созданных в жанре бодегонов (от исп. bodegon - трактир,харчевня), изображавших скудные завтраки, кухонные сцены с немногимиполуфигурами и выделенными на переднем плане натюрмортами. В этихпроизведениях с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотнойживописью, отмеченных воздействием школы Караваджо, господствуют полныеестественного достоинства запоминающиеся народные типы (""Завтрак"", ок.1617-18, Эрмитаж; сходная картина 1618-19, Музей изобразительных искусств,Будапешт; ""Старая кухарка"", ок. 1620, Национальная галерея Шотландии,Эдинбург; ""Завтрак двух юношей"", ""Водонос"", ок. 1621 - обе музейВеллингтон, Лондон) К жанру бодегонов относятся и немногочисленные ранниерелигиозные картины Веласкеса: ""Поклонение волхвов"" (1619, Прадо);""Христос в доме Марфы и Марии"" (ок. 1620, Национальная галерея, Лондон).Мадридский период Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможностьвнимательного изучения ценнейших королевских собраний живописи (в томчисле произведений Тициана), близость с испанской культурной элитой,встречи с посетившим в 1628 Мадрид Рубенсом, первая поездка в Италию(1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора исовершенствованию мастерства. В необычных для испанской традиции картинахна античные сюжеты (""Вакх"" или ""Пьяницы"", 1628-1629, ""Кузница Вулкана"",1630 - обе в Прадо) с их острым чувством житейской достоверности иоттенком иронии, мифологические образы соединены со сценами, приближеннымик реальности. ""Сдача Бреды""Картина ""Сдача Бреды"" (1634, Прадо, вошедшая вансамбль Зала Королевств мадридского дворца Буэн-Ретиро, - одно из самыхзначительных произведений европейской живописи исторического жанра, вкотором с глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующихсторон. Передача испанцам ключей от нидерландской крепости Бреда -смысловой узел композиции, утверждающей за побежденным право на уважение,а за победителем - на великодушие. Огромное полотно, напоенное серебристымтуманом раннего июньского утра и создающее впечатление пространственнойглубины, решено в сдержанном изысканном колорите с тонко переданнымивалерами. Портреты 1630-40 Качества новой свободной живописи Веласкеса,его интерес к изображению пейзажной среды (два небольших пейзажа виллыМедичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественномсвете), стремление наполнить жизнью схемы парадных изображений отличаютего работы после возвращения из Италии - так называемые конные (1634-35) иохотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливаресадля дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо) В портретахВеласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Серо-коричневыйфон кажется воздушным, обладающим глубиной, свободно положенные мазкиобразуют тончайший слой, сквозь который просвечивает крупнозернистыйхолст. Строгая темная гамма оживлена изысканнейшими сочетаниями серого икрасно-розового, зеленоватого и серо-оливкового, черного и золотого.Поразительны эффекты серых тонов, то более темных, мягких, бархатистых, тодостигающих чистого, свежего жемчужного оттенка. Портретируя короля,сановников, придворных, друзей, учеников, Веласкес изображает человекатаким, каков он есть, в слиянии самых разноречивых черт характера, будь тожестокий временщик Оливарес (ок. 1633, Эрмитаж) хмурый вельможа ХуанМатеос (ок. 1632, Картинная галерея, Дрезден) итальянский кардинал КамилоАсталли (1649-50, Музей Испанского общества в Америке, Нью-Йорк) полныйвнутренней энергии неизвестный кабальеро (возможно Алонсо Кано, 1630-егг., музей Веллингтон, Лондон) погруженный в свою работу скульптор Х.Мартинес Монтаньес (1635-38, Прадо) или овеянная благородным изяществом""Дама с веером"" (ок. 1648, галерея Уоллес, Лондон) В портретахкоролевских карликов и шутов Веласкес снепредвзятой зоркостью взглядараскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний,поднимающийся подчас до скорбного трагизма (""Барбаросса"", 1636-38; ""ЭльБобо дель Кориа"", ок. 1637-39; ""Эль Примо"", 1644; ""Себастьяно дель Морра"",ок. 1643-44; ""Мальчик из Вальескаса"", ок. 1644, ""Хуан Австрийский"", начало1650-х гг. - все Прадо) В парных картинах ""Менипп"" и ""Эзоп"" (1639-40,Прадо,), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутыхобществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личностьусловностей. Интеллектуальная содержательность сатирика Мениппа выражена вего ироническом, недобром отношении к миру, в образе баснописца Эзопа -грустное безразличие и мудрость человека, изведавшего истинную цену жизни.К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр ""Венера с зеркалом""(до 1651, Национальная галерея, Лондон) редчайшее в истории испанскойживописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемыйинквизицией.В Италии.Второй поездке Веласкеса в Италию (1649-51)сопутствовал традиционный успех. Портрет его ученика мулата Хуана Парехи(1644-50; Нью-Йорк, Метрополитен-музей) был восторженно встречен в римскиххудожественных кругах. Веласкес был избран членом римской Академии св.Луки и общества виртуозов Пантеона. Портрет римского папы Иннокентия X(1650, галерея Дориа-Памфили, Рим), необычайно смелый по откровенностиобраз (принимая его, Иннокентий Х воскликнул: ""Слишком правдиво!"") сталсамым знаменитым созданием Веласкеса за пределами Испании; в Риме его безконца копировали. Портреты 1650-х гг. 1650-е гг. - время самых высокихтворческих свершений Веласкеса. Вдохновенным артистизмом, смелостьюживописных находок отмечены поздние женские и детские портреты особкоролевского дома (королева Марианна Австрийская, ок. 1649, Прадо; инфантаМария Тереза, 1651, собрание Леман, Нью-Йорк; 1653 Музей историиискусства, Вена; инфанта Маргарита, 1653; 1659, там же; 1656, Лувр; 1660,Прадо; инфант Филипп Просперо, 1659, Музей истории искусства, Вена).Глубокой психологической характеристикой отмечен портрет стареющегоФилиппа IV (1655-56, Прадо, авторское повторение в Национальной галерее вЛондоне).""Менины"" и ""Пряхи"" Главные создания Веласкеса позднего периода -крупномасштабные композиции ""Менины"" (""Фрейлены"", 1656, в инвентарях 17 и18 вв. картина обозначалась как ""Семья"", ""Семья Филиппа IV""), ""Пряхи""(1657) - обе в Прадо. В ""Менинах"", картине, наполненной движениемпространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта(девочка инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, сам Веласкес вмомент исполнения портрета королевской четы, отраженной в зеркале вглубине зала) предстает как одно из мгновений общего течения жизни вбогатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений. Картина построена насложном переплетении официального и бытового, на многоплановой игресмысловых оттенков и образных сопоставлений. В столь же многоплановой позамыслу картине ""Пряхи"" сцена в королевской ковровой мастерской с фигурамипрях на первом плане запечатлевает как бы целый мир, выступающий вединстве и реальности мечты, повседневной жизни и мифа о греческоймастерице Арахне.Веласкес писал без предварительного наброска, прямо нахолсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры и как бывольную импровизацию со строгой продуманностьюкомпозиции.Литература:Каптерева Т. П. Веласкес. М., 1961 Знамеровская Т.П. Веласкес. М., 1978.Якимович А. К. Художник и дворец. Диего Веласкес.М., 1989.Justi K. Velasquez und sein Jahrhundert. Bonn, 1888.Lopez-Rey J.Velasquez. A catalogue raisonne of his work. London, 1963.Comon Aznar J.Velasquez. Madrid, 1964. V. 1-2.Brown J. Velasquez. Painter and courtier.New Haven; London, 1986.Т. П. Каптерева (Velazquez) Веласкес( де Куэльяр) Диего (1464-1524) - испанскийконкистадор. Завоевал о. Куба, в 1511-24 губернатор острова; предпринялряд завоевательных экспедиций на Юкатан, во Флориду и в Мексику.





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru