понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения напсихическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениямоб особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения)и покидающей его во время сна или в случае смерти (ср. учение опереселении душ - метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса(гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон,неоплатонизм). У Аристотеля душа - активное целесообразное начало(""форма"") живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях душачеловека - созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало. Впантеистическом аверроизме душа лишь индивидуальное проявление единойдуховной субстанции (монопсихизм). Дуалистическая метафизика Декартаразделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции, вопрос овзаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы. Вновоевропейской философии термин ""душа"" стал преимущественно употреблятьсядля обозначения внутреннего мира человека.
|