(латинизир. Авиценна - Avicenna,) (ок. 980-1037), ученый,философ, врач, музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и везиром приразных правителях. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма,отчасти неоплатонизма. Основные философские сочинения - ""Книга исцеления"",""Книга указаний и наставлений"" и др. - содержат также естественно-научныевоззрения, музыкально-теоретические положения Ибн Сины. Трактаты Ибн Синыбыли необычайно популярны на Востоке и на Западе; энциклопедиятеоретической и клинической медицины ""Канон врачебной науки"" (в 5 ч.) -обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатскихврачей - была много веков обязательным руководством, в т. ч. всредневековой Европе (ок. 30 латинских изданий). Абу Али ХусейнАбдаллах (латинизированное - Авиценна) (16 августа 980, Афшана, близБухары - 18 июня 1037, Хамадан, Иран), философ, ученый, поэт, врач. ЖизньИранец по происхождению. Его биография, составленная им самим (охватываетпервые 30 лет жизни) и продолженная его учеником ал-Джузджани, сохраниласьв трех близких редакциях. Начальное образование получил от отца -чиновника саманидской администрации, принадлежавшего к исмаилитам.Отличаясь незаурядными способностями, уже к 10 годам знал наизусть Коран иосвоил словесные дисциплины (грамматику персидского и арабского языков,поэтику, риторику, литературу и историю). Математику изучал у торговцаМахмуда Массоха, логику и фикх (мусульманское право) - у Исмаила Захида,медицину - у бухарского врача Абу Мансура Камари. Философии обучался уученого Абу Абдаллаха Натили, которого вскоре превзошел в знаниях. С 15лет начал заниматься самостоятельно и к 18 годам уже сложился как зрелыйученый; в это время он стал известен в Бухаре и как искусный врач. В 1002вскоре после смерти отца переезжает в столицу Хорезма Гургандж (нынеУргенч), научная жизнь которого концентрировалась вокруг ""АкадемииМамуна"", объединявшей крупных ученых. В 1008 после отказа Ибн Синыпоступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизньсменилась годами скитания по Хорасану и Табаристану. Некоторые работы онписал в седле во время своих долгих переездов. В 1015-24 жил в Хамадане,сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических игосударственных делах эмирата (занимал посты визиря и придворного врачаэмира Хамадана Шамс ад-Давла). После смерти эмира за попытку перейти наслужбу к правителю Исфахана на четыре месяца был заточен в крепость. Впоследние годы жизни служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла. ТрудыСохранилась значительная часть философских и научных сочинений Ибн Сины.Его работы, написанные в основном по-арабски (некоторые - на фарси),охватывают, помимо философских дисциплин, химию, геологию, грамматику,поэтику, историю, кораническую экзегетику, мистику. На формирование егофилософских взглядов оказали влияние труды ал-Фараби, которого Ибн Синаназывал своим вторым учителем после Аристотеля, а также неоплатонизм, сидеями которого он был знаком преимущественно по так называемой ""ТеологииАристотеля"" (извлечения из 4-6 разделов ""Эннеад"" Плотина) Главнаяфилософская работа Ибн Сины - энциклопедический труд ""Книга исцеления"" -состоит из четырех разделов: логики, физики, математических наук(геометрии, арифметики, музыки, астрономии) и метафизики. К этому трудупримыкает написанная на фарси ""Книга знания"" (""Даниш-намэ""). В сокращенномизложении философские идеи ""Книги исцеления"" содержатся в ""Книге спасения""(русский перевод фрагментов см.: Избранные произведения мыслителей странБлижнего и Среднего Востока. М., 1961. С. 219-229). ""Книга указаний инаставлений"", написанная в последние годы жизни, - итоговое изложение егофилософских идей, испытавшее влияние суфизма. Среди других работнаибольшее влияние на ученых Востока и Европы в течение несколькихстолетий имел ""Канон врачебной медицины"". Сохранились немногочисленныестихи (большей частью в форме рубаи).Философия В классификации философскихнаук и понимании предмета метафизики (сущее как таковое) Ибн Сина следовалАристотелю. Вслед за ал-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее,существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующееблагодаря себе (в нем сущность и существование тождественны, тогда как ввозможно сущем - различны). Абсолютно необходимо сущее - Бог для Ибн Сины,в отличие от Аристотеля, не только предельная причина всех других сущих,но и личность в соответствии с теистическим миропониманием ислама (см.Теизм). В то же время Ибн Сина расходится с доктриной креационизма,утверждая совечность мира Творцу (как необходимо сущее Бог снеобходимостью сообщает Себя вечно). Творение в вечности Ибн Синаобъяснял, в частности, с помощью неоплатонического понятия эманации,обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого кмножественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма онограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю некак конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элементлюбого возможного бытия.В философской повести ""Живой, сын Бодрствующего""Ибн Сина в аллегорической форме излагает учение об активном ""уме""(аристотелевско-неоплатонический нус), который ведет человека по путипознания высших абстрактных истин. Предметы физики и метафизикипредставлены здесь в образе космоса, по которому можно совершить мысленноепутешествие. Космос делится на три мира: материальный мир Запад( мирвечных несотворенных форм Восток( и земной, физический мир во всем егоконкретном многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единуюсубстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителемфилософского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное кпринятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнутапосредством интуитивного видения, которое предстает, таким образом,кульминацией процесса мышления.Сочинения:Книга знания. Сталинабад,1957.Канон врачебной медицины. Ташкент, 1956-60. Т. 1-5.Послание о любви.Тбилиси, 1976.Избранные философские произведения. М.,1980.Литература:Завадовский Ю. Н. Абу Али Ибн Сина: Жизнь и творчество.Душанбе, 1980.Шидфар Б. Я. Ибн Сина. М., 1981.Сагадеев А. В. Ибн Сина(Авиценна). М., 1985.Gardet L. La pense religieuse d Avicenne (Ibn Sina).Paris, 1951.Morewedge P. The Metaphysica of Avicenna. London, 1973.А. В.ЖуравскийИБН ТУФАЙЛЬ (латинизированная форма Абубацер - Abubacer) (ум. ок. 1185),арабский ученый, философ, государственный деятель, врач и секретарьправителей Гранады, Сеуты, Танжера, затем врач и придворный альмохадскогохалифа. В ""Повести о Хайе ибн Якзане"" (с 17 в. переведена на латинскийязык, затем почти на все европейские языки) рисуется картина духовногоразвития человека, заброшенного на уединенный остров.
|