Электронные Толковые Словари
Реклама

Энциклопедический словарь
"Ларионов"

/ Главная / Энциклопедический словарь / буква Л / Ларионов
Энциклопедический словарь

Михаил Федорович (22 мая 1881 - Тирасполь Херсонской губернии -10 мая 1964, Фонтене-о-Роз, Франция) российский живописец, график,театральный художник, теоретик искусства. Лидер движения русскихавангардистов конца 1900-х - начала 1910-х гг. Сын военного фельдшера,Ларионов с 12-летнего возраста посещал реальное училище в Москве. В 1898поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где сперерывами - его исключали три раза за художественное вольномыслие -учился до 1910; педагогами его были И. И. Левитан, В. А. Серов, К. А.Коровин, С. В. Иванов. До 1906 года продолжался неоимпрессионистическийпериод Ларионова. Особенно много работ, в которых он выступил тончайшимколористом, умелым аранжировщиком фрагментированных композиций, былосоздано в 1903 в Крыму, куда он поехал вместе с женой, художницей Н. С.Гончаровой. С 1905 Ларионов широко выставлялся; в 1906 совершил поездку вПариж, субсидированную С. П. Дягилевым, где был экспонентом Русскогоотдела Осеннего салона; тогда же посетил Лондон. После возвращениясотрудничал в журнале ""Золотое руно"", где впервые в России опубликовалработы Ван Гога, Гогена и Сезанна. В 1907-12 Ларионов писал картины,основанные на творческой переработке образно-пластического строя вывески,лубка, росписи подносов и других видов фольклорного искусства; молодойхудожник стал инициатором целого направления в русском искусстве -неопримитивизма серия( ""Парикмахеры"", 1907 и др.). Служба Ларионова вармии (1908-1909) вызвала появление цикла примитивистски-бурлескныхполотен на темы из солдатской жизни. Ларионов был истинным вожакомбунтующей художественной молодежи, зачинщиком многих скандальных акций,ознаменовавших появление авангарда на российской общественной сцене. В1910 он был среди основателей общества ""Бубновый валет""; выйдя вскоре изнего (вместе с Гончаровой), организовал выставку ""Ослиный хвост"" (1912),консолидировавшую его сторонников; вокруг следующей выставки, ""Мишень""(1913), также сложилось объединение молодых живописцев. В 1914 организовалчетвертую выставку своих единомышленников, которая так и называлась: "".4"". Иллюстрировал футуристические книги, преимущественно В. Хлебникова иА. Крученых (""Мирсконца"", ""Старинная любовь"", ""Помада"" и др.). В 1912-14стал создателем собственной живописной системы - лучизма, предварившейнаступление эры беспредметности в искусстве. В манифесте ""Лучизм"" (1913)Ларионов провозглашал: ""Живопись самодовлеюща, она имеет свои формы, цвети тембр. Лучизм имеет в виду пространственные формы, которые могутвозникать от пересечения отраженных лучей различных предметов, формы,выделенные волею художника"". С началом войны был призван в армию, служилпрапорщиком, перенес тяжелую контузию и в 1915 был демобилизован.Приглашенный С. П. Дягилевым в качестве сценографа, уехал в 1915 вместе сГончаровой за границу, в 1917 поселился в Париже (французское гражданствополучил в 1938). Оформил множество постановок дягилевской антрепризы:""Русские сказки"" А. К. Лядова (1917), ""Шут"" С. С. Прокофьева (1921),""Байка про лису"" И. Ф. Стравинского (1922), ""Классическую симфонию"" С. С.Прокофьева (1931) и др. С отъездом из России закончился новаторский периодв творчестве Ларионова. До конца жизни художник работал как живописец,сценограф, график, иллюстратор. Написал книгу воспоминаний о русскомбалете, мемуарные статьи о Дягилеве, Пикассо, Стравинском. С 1950-х гг.,после полосы забвения, фигура Ларионова как одного из основоположниковмодернизма 20 века стала привлекать пристальное внимание. На протяжениидесятилетий во многих странах Европы и США регулярно проводятся выставкиработ Ларионова, персональные и совместные с Гончаровой. В 1988 году вРоссию были переданы несколько сот произведений Ларионова и Гончаровой,завещанных вдовой Ларионова А. К. Томилиной.





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru