(Leonardo da Vinci) (15 апреля 1452 - Винчи близФлоренции - 2 мая 1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция),итальянский художник, ученый, инженер и философ. Родился в семье богатогонотариуса. Сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо(1467-72). Методы работы во флорентийской мастерской того времени, гдетруд художника был тесно сопряжен с техническими экспериментами, а такжезнакомство с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научныхинтересов юного Леонардо. В ранних произведениях голова( ангела в""Крещении"" Верроккьо, после 1470, ""Благовещение"", около 1474, оба вУффици, ""Мадонна Бенуа"", около 1478, Эрмитаж) обогащает традиции живописикватроченто, подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотенью,оживляя лица тонкой, едва уловимой улыбкой. В ""Поклонении волхвов""(1481-82, не закончена; подмалевок - в Уффици) превращает религиозныйобраз в зеркало разнообразных человеческих эмоций, разрабатываяноваторские методы рисунка. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений внабросках, эскизах и натурных штудиях итальянский( карандаш, серебряныйкарандаш, сангина, перо и другие техники), Леонардо добивается редкойостроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску и карикатуре), астроение и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие сдраматургией композиции. На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с1481) Леонардо выступает в роли военного инженера, гидротехника,организатора придворных празднеств. Свыше 10 лет он работает надмонументом Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро; исполненная пластическоймощи глиняная модель памятника в натуральную величину не сохранилась(разрушена при взятии Милана французами в 1500) и известна лишь поподготовительным наброскам. ""Мадонна в скалах"" На этот период приходитсятворческий расцвет Леонардо-живописца. В ""Мадонне в скалах"" (1483-94,Лувр; второй вариант - 1487-1511, Национальная галерея, Лондон)излюбленная мастером тончайшая светотень (""сфумато"") предстает новымореолом, который идет на смену средневековым нимбам: это в равной мере ибожественно-человеческое, и природное таинство, где скалистый грот,отражая геологические наблюдения Леонардо, играет не меньшую драматическуюроль, чем фигуры святых на переднем плане. ""Тайная вечеря"" В трапезноймонастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо создает роспись ""Тайнаявечеря"" (1495-97; из-за рискованного эксперимента, на который пошелмастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до насв весьма поврежденном виде). Высокое религиозно-этическое содержаниеобраза, где представлена бурная, разноречивая реакция учеников Христа наего слова о грядущем предательстве, выражено в четких математическихзакономерностях композиции, властно подчиняющей себе не тольконарисованное, но и реальное архитектурное пространство. Ясная сценическаялогика мимики и жестов, а также волнующе-парадоксальное, как всегда уЛеонардо, сочетание строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали""Тайную вечерю"" одним из самых значительных произведений в историимирового искусства. Занимаясь также архитектурой, Леонардо разрабатываетразличные варианты ""идеального города"" и центрально-купольного храма.Последующие годы мастер проводит в непрестанных переездах Флоренция( -1500-02, 1503-06, 1507; Мантуя и Венеция - 1500; Милан - 1506, 1507-13;Рим - 1513-16). С 1517 живет во Франции, куда был приглашен королемФранциском I. ""Битва при Ангьяри"". Джоконда Портрет( Моны Лизы) ВоФлоренции Леонардо работает над росписью в Палаццо Веккьо (""Битва приАнгьяри"", 1503-06; не закончена и не сохранилась, известна по копиям скартона, а также по недавно обнаруженному эскизу - частное собрание,Япония), которая стоит у истоков батального жанра в искусстве новоговремени; смертельная ярость войны воплощена тут в исступленной схваткевсадников. В наиболее известной картине Леонардо, портрете Моны Лизы (такназываемой ""Джоконды"", около 1503, Лувр) образ богатой горожанки предстаеттаинственным олицетворением природы как таковой, не теряя при этом чистоженского лукавства; внутреннюю значительность композиции придаеткосмически-величавый и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж, тающий вхолодной дымке. Поздние картины К поздним произведениям Леонардопринадлежат: проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-12), роспись ""Св.Анна с Марией и младенцем Христом"" (ок. 1500-07, Лувр). В последней как быподводится итог его поискам в области свето-воздушной перспективы,тонального колорита (с преобладанием прохладных, зеленоватых оттенков) игармонической пирамидальной композиции; вместе с тем это гармония надбездной, поскольку группа святых персонажей, спаянных семейной близостью,представлена на краю пропасти. Последняя картина Леонардо, ""Св. ИоаннКреститель"" (около 1515-17, там же) полна эротической двусмысленности:юный Предтеча выглядит тут не как святой аскет, но как полный чувственнойпрелести искуситель. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы(т. н. цикл с ""Потопом"", итальянский карандаш, перо, около 1514-16,Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о бренности и ничтожествечеловека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими,предвосхищающими ""вихревую"" космологию Р. Декарта представлениями оцикличности природных процессов. ""Трактат о живописи"" Важнейшим источникомдля изучения воззрений Леонардо да Винчи служат его записные книжки ирукописи (около 7 тыс. листов) написанные на разговорном итальянскомязыке. Сам мастер не оставил систематического изложения своих мыслей.""Трактат о живописи"", подготовленный после смерти Леонардо его учеником Ф.Мельци и оказавший огромное влияние на теорию искусства, состоит изотрывков, во многом произвольно извлеченных из контекста его записок. Длясамого Леонардо искусство и наука были связаны неразрывно. Отдавая в""споре искусств"" пальму первенства живописи как наиболееинтеллектуальному, по его убеждениям, виду творчества, мастер понимал еекак универсальный язык (подобный математике в сфере наук), которыйвоплощает все многообразие мироздания посредством пропорций, перспективы исветотени. ""Живопись, - пишет Леонардо, - наука и законная дочьприроды..., родственница Бога"". Изучая природу, совершенныйхудожник-естествоиспытатель тем самым познает ""божественный ум"", скрытыйпод внешним обликом натуры. Вовлекаясь в творческое соревнование с этимбожественно-разумным началом, художник тем самым утверждает свое подобиеверховному Творцу. Поскольку он ""имеет сначала в душе, а затем в руках""""все, что существует во вселенной"", он тоже есть ""некий бог"". Леонардо -ученый. Технические проекты Как ученый и инженер Леонардо да Винчиобогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знаниятого времени, рассматривая свои заметки и рисунки как наброски кгигантской натурфилософской энциклопедии. Он был ярким представителемнового, основанного на эксперименте естествознания. Особое вниманиеЛеонардо уделял механике, называя ее ""раем математических наук"" и видя вней ключ к тайнам мироздания; он попытался определить коэффициенты тренияскольжения, изучал сопротивление материалов, увлеченно занималсягидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты получиливыражение в новаторских проектах каналов и ирригационных систем. Страсть кмоделированию приводила Леонардо к поразительным техническим предвидениям,намного опережавшим эпоху: таковы наброски проектов металлургических печейи прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих ипрочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные послетщательного изучения полета птиц конструкции летальных аппаратов ипарашюта. Оптика Собранные Леонардо наблюдения над влиянием прозрачных иполупрозрачных тел на окраску предметов, отраженные в его живописи,привели к утверждению в искусстве принципов воздушной перспективы.Универсальность оптических законов была связана для него с представлениемоб однородности Вселенной. Он был близок к созданию гелиоцентрическойсистемы, считая Землю ""точкой в мироздании"". Изучал устройствочеловеческого глаза, высказав догадки о природе бинокулярного зрения.Анатомия, ботаника, палеонтология В анатомических исследованиях, обобщиврезультаты вскрытий трупов, в детализированных рисунках заложил основысовременной научной иллюстрации. Изучая функции органов, рассматривалорганизм как образец ""природной механики"". Впервые описал ряд костей инервов, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительнойанатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию. Утвердивботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описаниялисторасположения, гелио- и геотропизма, корневого давления и движениясоков растений. Явился одним из основоположников палеонтологии, считая,что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о""всемирном потопе"". Явив собою идеал ренессансного ""универсальногочеловека"", Леонардо да Винчи осмыслялся в последующей традиции какличность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. Врусской литературе портрет Леонардо создан Д. С. Мережковским в романе""Воскрешенные боги"" (1899-1900).
|