Электронные Толковые Словари
Реклама

Энциклопедический словарь
"Мане"

/ Главная / Энциклопедический словарь / буква М / Мане
Энциклопедический словарь

(Manet) Эдуар (23 января 1832 - Париж - 30 апреля 1883, там же),французский художник. Годы ученияРодился в семье крупных чиновников.Рисовать начал еще в коллеже. Воспротивившись предназначавшейся емукарьере юриста, поступил в морскую школу. В 1848 отправляется в поход накорабле в Рио-де-Жанейро. В начале 1850 вместе со своим другом по гимназииА. Прустом (в будущем - автор воспоминаний о Мане) учится в Школе изящныхискусств в Париже у Т. Кутюра, известного мэтра салонного и академическогоискусства, прославившегося картиной ""Римляне эпохи упадка"" (1847, Лувр). Вотличие от многих своих современников-новаторов, надолго незадерживавшихся в мастерских профессоров, Мане провел у Кутюра шесть лет,усваивая навыки четкого рисунка и его моделировки цветом, законыкомпозиционного построения. Мане много путешествует, посещает Нидерланды,Австрию, Италию, а позже Германию, Испанию и Англию. Как и в собранияхЛувра, его везде интересуют ""секреты"" живописи старых мастеров,преимущественно Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Халса, Рембрандта, Рубенса,Ван Дейка, Ватто и Шардена, а среди новых - Делакруа. Часто он делаеткопии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные.Уничтожив работы, исполненные в мастерской Кутюра, он решает начатьработать самостоятельно, выставляется в парижском Салоне.Мане и Бодлер.Испанская темаПервое значительное произведение - картина ""Любительабсента"" (1858-59, Ну Карлсберг, Глиптотека, Копенгаген) в которой втрадиции живописи Веласкеса представлен деклассированный пропойца -наследник романтических бродяг; сюжет картины мог быть инспирированвлиянием Ш. Бодлера, с которым художник познакомился в это время. Втрадициях старых мастеров исполнен и ""Портрет родителей"" (1860, частноесобрание, Париж) выполненный как жанровая картина; Мане одним из первыххудожников заметил отчужденность людей друг от друга, изображенные имперсонажи находятся рядом, но словно не обращают внимания на окружение.Одновременно художник разрабатывает ""испанскую"" тему. Так, он создает""Лолу из Валенсии"" (1862, Музей д Орсе, Париж) - портрет испанскойартистки на фоне театральных кулис, ""сокровище с розово-черным мерцанием""(Бодлер). К ""испанскому"" циклу относятся также ""Гитарерро""(Метрополитен-музей) и ""Викторина Меран в костюме эспады"" (там же).Увлечение испанской темой заметно ослабевает после поездки в Испанию в1865. Картина ""Музыка в Тюильри"" (1860, Национальная галерея, Лондон) -образ нарядно одетой толпы в оболочке бытового жанра.""Завтрак на траве"" и""Олимпия""В 1863 Мане пишет картину ""Завтрак на траве"" Музей( д Орсе,Париж), которая под названием ""Купание"" была выставлена в скандальноизвестном Салоне отверженных, где экспонировались произведения, непринятые официальным жюри. Разрушая традиционные каноны бытовой живописи,в частности, отказываясь от четкой сюжетной мотивировки, Маневоспользовался иконографическими мотивами картин ""Концерт"" Тициана (в 19в. приписывался Джорджоне) ""Паломничество на остров Киферу"" Ватто и""Девушки на берегу Сены"" Курбе, а для построения композиции - гравюройРаймонди с рисунка Рафаэля ""Суд Париса"".В том же году Мане пишет ""Олимпию""(Музей д Орсе, Париж) В представленном здесь образе обнаженной женщины наложе (как и в ""Завтраке на траве"", это Викторина Меран; в ногах женщиныпомещена черная кошка - бодлеровский символ из ""Цветов зла""), напоминающемво многом традиции жанра у Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Гойи и Энгра,присутствуют и приметы нового времени - черты марионетки и фетиша.Кпримерам ""чистой"" живописи относится ""Флейтист"" (1866, Музей д Орсе,Париж). В 1860-е гг. создаются ""Самоубийца"" частное( собрание) ""Пейзаж скатафалком"" Метрополитен-музей( ""Христос и ангелы"" (там же), ""Мертвыйтореро"" Национальная( галерея, Вашингтон) и др. Картина ""Бой ""Кирседжа"" и""Алабамы"" (1864, Музей искусств, Филадельфия) представляет морскоесражение двух американских кораблей армии северян и южан, близ Шербура. В1867 Мане строит собственный павильон на всемирной выставке в Париже, длякоторой он создает не без влияния Гойи картину ""Расстрел императораМаксимилиана в Кверетаро"", повествующую о бесславной кончине ставленникаНаполеона III на мексиканский престол.Сближение с Золя, Моне иимпрессионистамиПосле смерти Бодлера художник сближается с Э. Золя, пишетего портрет. В картине ""Балкон"" (1868, Музей д Орсе, Париж) Мане, сочетаяпринципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людейдруг от друга. В 1874 - в год первой выставки импрессионистов, Мане едет""в малую столицу импрессионизма"" - Аржантей, где работают К. Моне и О.Ренуар. Его увлекают возможности пленэрной живописи, мазок в его картинахстановится более дробным, способным чутко улавливать и передавать нюансыизменчивой жизни природы. Однако Мане не до конца принимает принципынового искусства, о чем свидетельствует картина ""Аржантей"" (1874, Музейизящных искусств, Турне) В ""Нана"" (1877, Кунстхалле, Гамбург) художниксоздает образ содержанки в духе романов Золя; определенная""новеллистичность"" ощутима и в картине ""У папаши Латюйль"" Музей( изящныхискусств, Турне).Поздние произведенияВ парных композициях начала 1880-хгг. ""Весна. Портрет Демарси"" Метрополитен-музей( и ""Осень. Портрет Лоран""(Музей изящных искусств, Нанси) где изображенные артистки представленыкак аллегории времен года, ощущается некое предчувствие стиля модерн:плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры показаны впрофиль. В ""Осени"" мастер использует новую колористическую гамму, правда,уже открытую в композиции ""В лодке"" (1874, Метрополитен-музей) -сочетание оттенков голубого с коричневатыми тонами. В связи с намечающимся""возрождением"" техники пастели Мане пишет цветными мелками рядпроизведений (например, ""Портрет Ирмы Бруннер"", ок. 1882, Музей д Орсе,Париж), отличающийся тонкостью красочных отношений.Синтезом предшествующиххудожественных исканий Мане явилась картина ""Бар ""Фоли-Бержер"" (1881-82,Институт Курто, Лондон) Скучающая барменша на фоне огромного зеркала, вкотором отражается зал с посетителями и полуфигура пытающегося с нейзаговорить клиента, кажется одинокой среди великолепия разноцветныхбутылок с яркими наклейками и с цветной фольгой на горлышках, цветов вбокале и фруктов в хрустальной вазе. Тема ""выключенности"" человека изсреды и тут остается главной.Непосредственными ученицами Мане являлись Б.Моризо, Е. Гозалес и М. Кэссет, однако он оказал значительное влияние навсю группу художников-импрессионистов.Литература:Золя Э. Эдуар Мане: Пер.с франц. Л., 1935.Эдуар Мане: Альбом репродукций / Сост., авторпредисловия А. Барская. М., 1961.Эдуар Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания.Критика современников: Пер. с франц. / Сост., вступительная статья икоммент. В. Н. Прокофьева. М., 1965.Перрюшо А. Э. Мане: Пер. с франц. М.,1976.Чегодаев А. Д. Э. Мане. М., 1985.Meier-Graefe J. Manet. Muenchen,1912.Venturi L., Orienti M. Tutte le opera di E. Manet. Milano,1967.Ronart D., Wildenstein D. E. Manet: Catalogue raisonne. Paris, 1975.V. 1-2.В. С. ТурчинВИЧ Лев Ефимович (1898-1945) - разведчик, Герой Советского Союза(1965, посмертно), полковник (1935). В 20-е - нач. 30-х гг. добывал важнуюразвединформацию, был арестован итальянской фашистской контрразведкой. С1943 в фашистских лагерях. Умер от туберкулеза после освобождения.





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru