ьной защите своих членов.Устанавливается льготное налогообложение прибыли предприятий, находящихсяв собственности творческих союзов и объединений, в случае ее использованияна уставные цели этих союзов и объединений.------В правовом,социально-экономическом и других отношениях государство содействуеттворческому работнику, не являющемуся членом какой-либо организациитворческих работников, равным образом, как и членам такихорганизаций.------Раздел VI------ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИКУЛЬТУРЫ------Статья 29. Государственные программы сохранения и развитиякультуры в Российской Федерации------Правительство Российской Федерацииразрабатывает федеральные государственные программы сохранения и развитиякультуры, воплощающие культурную политику государства и пути еереализации, осуществляет целевое финансирование разработки и осуществлениятаких программ. Программы утверждаются Верховным Советом РоссийскойФедерации и публикуются. Верховный Совет Российской Федерации ежегоднорассматривает отчет Правительства Российской Федерации о ходе выполненияпрограмм.------Статья 30. Обязанности государства по обеспечениюдоступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей иблаг------Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условийдля общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей иблаг.------В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности,культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной властии управления, органы местного самоуправления в соответствии со своейкомпетенцией обязаны:------поощрять, в том числе через налоговую и ценовуюполитику, деятельность граждан по приобщению детей к творчеству икультурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством,ремеслами;------создавать условия для всеобщего эстетического воспитания имассового начального художественного образования прежде всего посредствомгуманитаризации всей системы образования, поддержки и развития сетиспециальных учреждений и организаций - школ искусств, студий, курсов,сохранения бесплатности для населения основных услуг библиотек всехведомств, любительского искусства (самодеятельного художественноготворчества);------стимулировать посредством налоговых льгот, кредитов,приоритетной передачи зданий и другими способами создание и деятельностьгосударственных и негосударственных, в том числе частных организацийкультуры, способствовать развитию их материально-техническойбазы;------осуществлять бюджетное финансирование государственныхорганизаций культуры и при необходимости принимать долевое участие вфинансировании негосударственных организаций культуры;------способствоватьразвитию благотворительности, меценатства и спонсорства в областикультуры;------осуществлять свой протекционизм (покровительство) в областикультуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоями группам населения;------публиковать для сведения населения ежегодныеданные о социокультурной ситуации.------Статья 31. Обязанности государствапо обеспечению свобод и самостоятельности всех субъектов культурнойдеятельности------Представительная, исполнительная и судебная власти вРоссийской Федерации выступают гарантом прав и свобод всех субъектовкультурной деятельности, защищают эти права и свободы посредствомзаконодательной и иной нормативной деятельности, разработки иосуществления государственной политики и государственных программкультурного развития, пресечения посягательств на права и свободы вобласти культуры.------Органы государственной власти и управления, органыместного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан иих объединений, государственных и негосударственных организаций культурыза исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны,насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и инойисключительности или нетерпимости, порнографии.------Запрет какой-либокультурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь вслучае нарушения законодательства.------Статья 32. Обязанности государствапо преодолению монополии в области культуры------Действия органовгосударственной власти и управления, должностных лиц, препятствующиевозникновению новых субъектов культурной деятельности по мотивамнецелесообразности, квалифицируются как осуществление монополии иподпадают под действие антимонопольного законодательства РоссийскойФедерации.------Для борьбы с монополизмом в сфере производства ираспространения культурных ценностей органы государственной власти иуправления обязаны содействовать созданию альтернативных организацийкультуры, предприятий, ассоциаций, творческих союзов, гильдий и иныхкультурных объединений.------Статья 33. Обязанности государства посозданию условий для самореализации талантов------Органы государственнойвласти и управления осуществляют свой протекционизм (покровительство) поотношению к юным талантам, творческой молодежи, дебютантам, начинающимтворческим коллективам, не посягая на их творческую независимость.Содержание, формы и способы такого протекционизма (покровительства)определяются государственными программами сохранения и развитиякультуры.------Статья 34. Обязанности государства по обеспечениюприоритетных условий для национальных культур РоссийскойФедерации------Государство осуществляет протекционизм (покровительство) поотношению к национальным культуре и искусству, литературе, иным видамкультурной деятельности.------В целях создания благоприятных условий дляих развития органы государственной власти и управления могут вводить квотыи таможенные тарифы на импорт культурных ценностей зарубежногопроизводства, лицензирование и, в соответствии с налоговымзаконодательством, дифференцированные ставки налогообложения при ихраспространении.------Статья 35. Обязанности государства по сохранениюпамятников истории и культуры------Государство ответственно за выявление,учет, изучение, реставрацию и охрану памятников истории и культуры. Органыгосударственной власти и управления, органы местного самоуправленияобязаны содействовать сохранности и использованию таких памятников,находящихся в частной и коллективной собственности, брать особо значимыеиз них на государственный учет. Государство обладает приоритетным правомприобретения культурных ценностей, находящихся в частном владении,законодательно регулирует права и обязанности владельцев.------Статья 36.Обязанности государства по ведению статистики культуры------Органыгосударственной власти и управления ведают всей официальной статистикойкультуры в Российской Федерации, обязаны обеспечить ее достоверность,своевременность и открытость.------Раздел VII------РАЗДЕЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИВ ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ИУПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ИУПРАВЛЕНИЯ------РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, АВТОНОМНОЙОБЛАСТИ, АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ, КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ, ГОРОДОВ МОСКВЫ ИСАНКТ-ПЕТЕРБУРГА, ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ------Статья 37.Компетенция федеральных органов государственной власти и управленияРоссийской Федерации в области культуры------К ведению федеральных органовгосударственной власти и управления Российской Федерации в областикультуры относятся: обеспечение прав и свобод человека в области культуры;установление основ федеральной культурной политики, принятие федеральногозаконодательства в области культуры и федеральных государственных программкультурного развития;------правовое регулирование отношений собственности,основ хозяйственной деятельности и порядка распоряжения национальнымкультурным достоянием Российской Федерации;------формирование федеральногобюджета в части расходов на культуру, федеральных фондов развитиякультуры;------установление налоговых льгот, стимулирующих сохранение иразвитие культуры, и минимума бюджетного финансирования государственных имуниципальных организаций культуры;------прямое финансирование организацийкультуры, находящихся в федеральном ведении;------координация внешнейполитики в области культурного сотрудничества;------регулирование вывоза иввоза культурных ценностей; регулирование правил осуществления валютныхопераций в области культуры;------создание, реорганизация и ликвидациягосударственных организаций культуры федеральногоподчинения;------определение принципов государственной политики в областиподготовки кадров, занятости, оплаты труда, социальных гарантий, норм ильгот материального обеспечения работников культуры, установлениеминимального размера ставок авторского гонорара;------создание единойгосударственной системы информационного обеспечения культурнойдеятельности в Российской Федерации;------официальный статистический учетв области культуры; создание и ведение Свода памятников истории икультуры------Российской Федерации;------контроль за исполнениемзаконодательства Российской Федерации о культуре.------Статья 38.Совместная компетенция федеральных органов государственной власти иуправления Российской Федерации, органов государственной власти иуправления республик в составе Российской Федерации, автономной области,автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга вобласти культуры------К совместному ведению органов государственной властии управления Российской Федерации и субъектов Федерации в области культурыотносятся: обеспечение прав и свобод человека в области культуры;обеспечение сохранности культурного достояния народов------РоссийскойФедерации, памятников истории и культуры, историко-культурных территорий,включенных в Свод памятников истории и культуры Российской Федерации;осуществление федеральной культурной политики, разработка и реализацияфедеральных государственных программ культурного развития, их финансовогои материально-технического обеспечения;------охрана авторского права исмежных прав, права интеллектуальной собственности, права наследованияобъектов собственности в области культуры;------утверждение требований(стандартов) к профессиональному образованию в областикультуры;------создание условий для культурного развития всех народов иэтнических общностей Российской Федерации;------проведение государственнойфинансовой политики в области культуры, политики в сфере труда, занятостии оплаты труда работников культуры;------финансирование особо ценныхобъектов культурного достояния народов Российской Федерации.------В сфересовместного ведения органы государственной власти и управления республик всоставе Российской Федерации самостоятельно издают законы и иныенормативные акты, а автономной области, автономных округов, краев,областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга - нормативныеакты.------Статья 39. Компетенция органов государственной власти иуправления республик в составе Российской Федерации, автономной области,автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга вобласти культуры------К ведению органов государственной власти иуправления республик в составе Российской Федерации в области культурыотносятся:------определение республиканской государственной культурнойполитики; принятие законодательства республики о культуре. К ведениюорганов государственной власти и управления республик в составе РоссийскойФедерации, автономной области, автономных округов, краев, областей,городов Москвы и Санкт-Петербурга в области культуры относятся:осуществление федеральной политики в области культуры, разработка на ееоснове территориальных и иных программ сохранения и развития культуры, ихреализация, финансовое и материально-техническоеобеспечение;------формирование территориальных и иных органовгосударственного регулирования культурной деятельности;------создание,реорганизация и ликвидация организаций культуры соответствующегоподчинения;------формирование фондов развития культуры и утверждениеобъемов средств, направляемых на финансирование культуры в государственныхбюджетах республик в составе Российской Федерации, местных бюджетах,установление местных налогов и сборов на цели культурного развития,региональных нормативов финансирования культурнойдеятельности;------международные культурные связи;------установлениедополнительных к устанавливаемым федеральными органами государственнойвласти и управления льгот, видов и норм материального обеспеченияорганизаций и работников культуры;------информационное инаучно-методическое обеспечение культурной деятельности, ведениестатистического учета в области культуры; организация подготовки,переподготовки, повышения квалификации работников культуры;------контрольза исполнением законодательства Российской Федерации о культуре.------Впределах своей компетенции республики в составе Рсийской Федерации, автономная область, автономные округа, края, области,города Москва и Санкт-Петербург имеют право самостоятельно вступать вотношения с другими государствами и с международными организациями повопросам культуры.------Федеральные органы государственной власти иуправления не могут издавать правовые акты по вопросам культуры,отнесенным к ведению органов государственной власти и управления республикв составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов,краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Органы государственнойвласти и управления республик в составе Российской Федерации, автономнойобласти, автономных округов, краев, областей, городов Москвы иСанкт-Петербурга не могут принимать правовые акты по вопросам культуры,отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти иуправления.------Статья 40. Компетенция в области культуры органовместного самоуправления------К ведению органов местного самоуправления вобласти культуры относятся:------осуществление государственной политики вобласти культуры на своей территории;------формирование местных бюджетов ифондов развития культуры, разработка и принятие местных нормативовфинансирования культуры;------регулирование в пределах своих полномочий икомпетенции отношений собственности в области культуры;------создание,реорганизация и ликвидация муниципальных организаций культуры, регистрацияорганизаций культуры на подведомственной территории;------создание иликвидация местных органов управления в области культуры, определение ихструктуры и полномочий, назначение руководителей местных органовуправления в области культуры;------назначение руководителей муниципальныхорганизаций культуры; строительство зданий и сооружений муниципальныхорганизаций культуры, обустройство прилегающих к нимтерриторий;------контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектовсобственности организациями культуры.------Раздел VIII------ЭКОНОМИЧЕСКОЕРЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ------Статья 41. Условия и порядоксоздания, реорганизации и ликвидации организаций культуры------ВРоссийской Федерации могут создаваться и действовать в предусмотренныхзаконодательством организационно-правовых формах организации культуры,основанные на федеральной собственности, собственности республик в составеРоссийской Федерации, автономной области, автономных округов, краев,областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местногосамоуправления, общественных объединений, религиозных организаций,международных организаций, иностранных государств, юридических ифизических лиц, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства, атакже на смешанных формах собственности.------Организации культуры могутбыть учреждены:------федеральными органами государственной власти иуправления; органами государственной власти и управления республик всоставе Российской Федерации, автономной области, автономных округов,краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;------местными Советаминародных депутатов и соответствующими органамиуправления;------общественными и религиозными организациями, фондами идругими общественными объединениями;------иными, в том числе иностраннымиюридическими, а также физическими лицами.------Организации культуры,учреждаемые в соответствии с настоящими Основами, обязанызарегистрироваться в соответствии с порядком регистрации, установленнымзаконодательством Российской Федерации.------Порядок и условияреорганизации и ликвидации организаций культуры определяются их уставами,принимаемыми в соответствии с действующимзаконодательством.------Имущество ликвидируемой государственной(муниципальной) организации культуры передается ее правопреемникам либореализуется на конкурсной основе (кроме объектов культурного наследия) собязательным использованием полученных средств в области культуры. Приэтом государство имеет преимущественное право приобретения имуществаликвидируемой организаций культуры.------Ликвидация организации культурыпредприятия должна быть согласована с трудовым коллективом собственникаэтой организации, профсоюзным комитетом, местным Советом народныхдепутатов.------Ликвидация государственной, муниципальной, профсоюзной ииной организации культуры может быть обжалована в судебномпорядке.------Статья 42. Права и обязанности учредителя (учредителей)организации культуры.------Отношения учредителя (учредителей) иорганизации культуры регулируются действующим законодательством, а такжедоговором. Договор между учредителем (учредителями) и организациейкультуры определяет взаимные обязательства сторон, условия и порядокиспользования имущества, порядок финансирования деятельности организациикультуры учредителем (учредителями), материальную ответственность сторон,основания и условия расторжения договора, решение социальныхвопросов.------Учредитель (учредители) некоммерческих организаций культурыберут на себя обязанности по их финансовому обеспечению.------Организациикультуры самостоятельны в осуществлении своей творческой,производственной, экономической деятельности, социального развитияколлектива в пределах имеющихся творческих и хозяйственных ресурсов изадач, предусмотренных уставом.------Статья 43. Собственность в областикультуры------В Российской Федерации допускаются все формы собственностина культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы,оборудование и другое имущество культурного назначения.------Права иобязанности собственников в области культуры регулируютсязаконодательством Российской Федерации.------В Российской Федерацииимущество (здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование)организаций культуры находится в собственности их учредителей, по решениюкоторых оно может быть передано в собственность, хозяйственное ведение илиоперативное управление непосредственно организациямкультуры.------Распоряжение и управление государственной собственностью вобласти культуры осуществляется органами исполнительной власти и по ихпоручению - специально уполномоченными государственными органами,организациями.------Организация культуры несет ответственность передсобственником за сохранность и эффективное использование закрепленной заним собственности. Контроль деятельности организации культуры в этой частиосуществляется учредителем (учредителями) или иным лицом, уполномоченнымсобственником.------Государственная и муниципальная собственность, включаязакрепленные за организацией культуры земельные участки, может отчуждатьсясобственником в порядке и на условиях, установленных законодательствомРоссийской Федерации, законодательством и правовыми актами субъектовФедерации, актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах ихполномочий.------Изъятие и (или) отчуждение собственности и земельныхучастков, закрепленных за организацией культуры, допускается только поистечении срока договора между собственником и организацией культуры илимежду собственником и учредителем (учредителями), если иное непредусмотрено договором.------Статья 44. Приватизация в областикультуры------Культурное наследие народов Российской Федерации, в томчисле культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных имуниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, вассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности итрадиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где онирасположены, не подлежат приватизации.------Приватизация других объектовкультуры допускается в порядке, устанавливаемом законодательствомРоссийской Федерации при условии:------сохране
|