(наст. имя Рафаэлло Санти) (Raffaello Santi) (26 или 28 марта 1483- Урбино - 6 апреля 1520, Рим), итальянский художник и архитектор.БиографияСын художника Джованни Санти. По свидетельству Вазари, учился уПеруджино. Впервые упомянут как самостоятельный мастер в 1500. В 1504-08работал во Флоренции. В конце 1508 по приглашению папы Юлия II переехал вРим, где, наряду с Микеланджело, занял ведущее место среди художников,работавших при дворе Юлия II и его преемника Льва X.Ранние работыУже вранних, написанных до переезда во Флоренцию, картинах сказался присущийРафаэлю гармоничный склад дарования, его умение находить безупречноесогласие форм, ритмов, красок, движений, жестов, - и в таких небольших поформату работах, почти миниатюрах, как ""Мадонна Конестабиле"" (ок. 1502-03,Эрмитаж), ""Сон рыцаря"" (ок. 1504, Национальная галерея, Лондон) ""Триграции"" Музей( Конде, Шантильи), ""Св. Георгий"" (ок. 1504, Национальнаягалерея, Вашингтон) и в более крупном по формату ""Обручении Марии"" (1504,Брера, Милан).Флорентийский период (1504-08)Переезд сыграл огромную роль втворческом становлении Рафаэля. Первостепенное значение для него имелознакомство с методом Леонардо да Винчи. Вслед за Леонардо он начинаетмного работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позыи ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционныеформулы. В последних флорентийских работах Рафаэля (""Положение во гроб"",1507, галерея Боргезе, Рим; ""Св. Екатерина Александрийская"", ок. 1507-08,Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формуламдраматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело.Главнаятема живописи флорентийского периода - Мадонна с младенцем, которойпосвящено не менее 10 работ. Среди них выделяются три близких покомпозиционному решению картины: ""Мадонна со щегленком"" (ок. 1506-07,Уффици), ""Мадонна в зелени"" (1506, Музей истории искусств, Вена),""Прекрасная садовница"" (1507, Лувр). Варьируя в них один и тот же мотив,изображая на фоне идиллического пейзажа юную мать и играющих у ее ногмаленьких детей - Христа и Иоанна Крестителя, он объединяет фигурыустойчивым, гармонически уравновешенным ритмом Композиционный пирамиды,излюбленной мастерами Возрождения. Римский период (1509-20) Переехав вРим, 26-летний мастер получает должность ""художника апостольскогоПрестола"" и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514руководит строительством собора св. Петра, работает в области церковной идворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям,отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологическиераскопки.Росписи Ватиканского дворца Центральное место в творчестве этогопериода занимают росписи парадных покоев Ватиканского дворца. РосписиСтанцы делла Сеньятура (1509-11) - одно из самых совершенных творенийРафаэля. Величественные многофигурные композиции на стенах (объединяющиеот 40 до 60 персонажей) ""Диспута"" (""Спор о причастии""), ""Афинская школа"",""Парнас"", ""Основание канонического и гражданского права"" и соответствующиеим четыре аллегорические женские фигуры на сводах олицетворяют богословие,философию, поэзию и юриспруденцию.Не повторяя ни одной фигуры и позы, ниодного движения, Рафаэль сплетает их воедино гибким, свободным,естественным ритмом, перетекающим от фигуры к фигуре, от одной группы кдругой.В соседней Станце Элидора (1512-14), в росписях стен (""ИзгнаниеЭлидора из храма"", ""Чудесное изведение апостола Петра из темницы"", ""Мессав Больсене"", ""Встреча папы Льва I с Аттилой"") и библейских сценах насводах преобладает сюжетно-повествовательное и драматическое начало,нарастает патетическая взволнованность движений, жестов, сложныхконтрапостов, усиливаются контрасты света и тени. В ""Чудесном изведенииапостола Петра из темницы"" Рафаэль с необычной для художника СреднейИталии живописной тонкостью передает сложные эффекты ночного освещения -ослепительного сияния, окружающего ангела, холодного света луны,красноватого пламени факелов и их отсветы на латах стражников.К числулучших работ Рафаэля-монументалиста относятся также выполненные по заказубанкира и мецената Агостино Киджи росписи сводов капеллы Киджи (ок.1513-14, Санта Мария делла Паче, Рим) и полная языческой жизнерадостностифреска ""Триумф Галатеи"" (ок. 1514-15, вилла Фарнезина, Рим).Выполненные в1515-16 картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла(Музей Виктории и Альберта, Лондон) стилистически близки к росписям Станц,однако в них появляются уже первые признаки исчерпанности классическогостиля Рафаэля, - черты холодного совершенства, увлечение зрелищнымначалом, эффектностью поз, избытком жестикуляции. В еще большей степениэто свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-17),выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж. Ф.Пенни. Легкостью, изяществом, богатством фантазии отличаются чистодекоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам взале Психеи виллы Фарнезина (ок. 1515-16) и в т. н. Лоджиях РафаэляВатиканского дворца (1518-19).Римские МадонныВ римский период Рафаэльзначительно реже обращается к образу Мадонны, находя новое, более глубокоеего решение. В ""Мадонне делла Седия"" (ок. 1513, Питти, Флоренция) юнаямать в одежде римской простолюдинки, маленькие Иоанны Креститель и Христоссвязаны воедино круговым обрамлением (тондо); Мадонна как бы стараетсяукрыть в своих объятиях сына - маленького Титана с недетски серьезнымвзглядом. Новая, полифонически сложная трактовка образа Мадонны нашланаиболее полное выражение в одном из самых совершенных творений Рафаэля -алтаре ""Сикстинская Мадонна"" (ок. 1513, Картинная галерея,Дрезден).ПортретыПервые портреты относятся к флорентийскому периоду(""Аньоло Дони"", ок. 1505, Питти, Флоренция; ""Маддалена Строцци"", ок 1505,там же; ""Донна Гравида"", ок.1505, там же). Однако только в Риме Рафаэльпреодолел суховатость и некоторую скованность своих ранних портретов.Среди римских работ выделяются портрет гуманиста Бальдассаре Кастильоне(ок. 1514-15, Лувр) и т. н. ""Донна Велата"", возможно - модель ""Сикстинскоймадонны"" (ок. 1516, Питти, Флоренция) с их благородным и гармоническимстроем образов, композиционным равновесием, тонкостью и богатствомцветового решения.Архитектурные произведенияРафаэль оставил заметный следи в итальянской архитектуре. Среди его построек - маленькая церковь СанЭлиджо дельи Орефичи (заложена ок. 1509) с ее строгим интерьером, капеллаКиджи в церкви Санта Мария дель Пополо (заложена ок. 1512) интерьеркоторой являет пример редкого даже для эпохи Возрождения единстваархитектурного решения и декора, разработанного Рафаэлем, - росписей,мозаики, скульптуры, и недостроенная вилла Мадама.Рафаэль оказал огромноевлияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, ставнаряду с мастерами античности высшим образцом художественногосовершенства.Литература:Элиасберг Н. Е. Рафаэль. М., 1961.Гращенков В. Н.Рафаэль. М., 1975.Дажина В. Д. Рафаэль и его время. М., 1983.Рафаэль и еговремя. Сб. Под ред. Л. С. Чиколини. М., 1986.Dussler L. Raphael. ACritical Catalogue of his Pictures, Wall-Paintings and Tapestries. London,1971.De Vecchi P. L. Raffaello. La pittura. Roma, 1981.Frommel C. L., RayS. Tafuri M. Raffaello architettura. Roma, 1984.И. А. СмирноваРАФАЭЛЯНЦ Арам Назарович (1897-1960) - авиаконструктор. В авиации современ 1-й мировой войны. Участник Гражданской войны. Первые самолетыпостроил в конце 1920-х гг. Занимался вопросами прокатки нержавеющей сталина авиазаводах. В 1937-39 спроектировал и построил легкие пассажирскиесамолеты РАФ-11 и РАФ-11бис. В 1957 сконструировал аппарат с вертикальнымвзлетом ""Турболет"".
|