референдумов Российской Федерации. Срок полномочий Центральнойизбирательной комиссии Российской Федерации четыре года. Центральнаяизбирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов. Пятьчленов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаютсяГосударственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числакандидатур, предлагаемых депутатскими объединениями в ГосударственнойДуме. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерацииназначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерациииз числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) иисполнительными органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации. Пять членов Центральной избирательной комиссии РоссийскойФедерации назначаются Президентом Российской Федерации. Члены комиссиидолжны иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в областиправа. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерацииизбирают из своего состава тайным голосованием Председателя, заместителяПредседателя и секретаря. Члены Центральной избирательной комиссииРоссийской Федерации могут быть освобождены от занимаемой должности доистечения срока полномочий по решению органа, их назначившего, в случаях:письменного заявления члена Центральной избирательной комиссии РоссийскойФедерации о сложении своих полномочий; утраты членом Центральнойизбирательной комиссии Российской Федерации гражданства РоссийскойФедерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда вотношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;признания члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерациирешением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченнодееспособным или умершим; смерти члена Центральной избирательной комиссииРоссийской Федерации. Центральная избирательная комиссия РоссийскойФедерации совместно с избирательными комиссиями субъектов РоссийскойФедерации: осуществляет контроль за соблюдением избирательных правграждан; организует общегосударственную систему регистрации избирателей;разрабатывает стандарты технологического оборудования, необходимого дляработы избирательных комиссий, и осуществляет контроль за их соблюдением;осуществляет меры по организации единообразной системы подведения итоговголосования и установления результатов выборов в Российской Федерации;распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовоеобеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует их целевоеиспользование; оказывает методическую, организационно - техническую помощьизбирательным комиссиям. Центральная избирательная комиссия РоссийскойФедерации вправе издавать инструкции по вопросам применения настоящегоФедерального закона, обязательные для всех избирательных комиссий вРоссийской Федерации. Статья 13. Формирование избирательных комиссийПорядок формирования избирательных комиссий по выборам в федеральныеорганы государственной власти, а также по выборам в органы государственнойвласти субъектов Российской Федерации определяется соответственнофедеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актамизаконодательных (представительных) органов государственной властисубъектов Российской Федерации. Формирование избирательных комиссийсубъектов Российской Федерации осуществляется законодательными(представительными) и исполнительными органами государственной властисубъектов Российской Федерации на основе предложений общественныхобъединений, выборных органов местного самоуправления, собранийизбирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. При этом не менееполовины членов избирательной комиссии назначается законодательным(представительным) органом государственной власти субъекта РоссийскойФедерации. Формирование избирательных комиссий по выборам в выборныеорганы местного самоуправления осуществляется на основе предложенийобщественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы,учебы и жительства в соответствии с законами и иными нормативнымиправовыми актами законодательных (представительных) органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации и уставами(положениями) о местном самоуправлении. В целях обеспеченияконституционных прав граждан Российской Федерации избирать и бытьизбранными в органы местного самоуправления федеральным законом могут бытьустановлены временные нормы, которые регулируют порядок формированияизбирательных комиссий по выборам представительных органов местногосамоуправления и должностных лиц местного самоуправления и действуют вслучае, если законами и иными нормативными правовыми актамизаконодательных (представительных) органов государственной властисубъектов Российской Федерации не установлены иные нормы. (в ред.Федерального закона от 26.11.96 . 139-ФЗ) В состав избирательных комиссийне могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкиеродственники кандидатов либо лица, находящиеся у них в непосредственномподчинении. После регистрации кандидата избирательное объединение,выдвинувшее кандидата список( кандидатов), или сам кандидат вправеназначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и внижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом совещательногоголоса. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса имеютправо доступа ко всем материалам и документам соответствующейизбирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательнойкомиссии, имеют право выступать на ее заседаниях. Полномочия членовизбирательной комиссии с совещательным голосом в случаях, если кандидатыили избирательные объединения, их назначившие, были избраны, продолжаютсядо окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в тот же органили на ту же должность; полномочия остальных членов избирательной комиссиис совещательным голосом прекращаются через 30 дней после опубликованияполных итогов выборов. Статья 14. Гласность в деятельности избирательныхкомиссий Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно иоткрыто. На заседаниях соответствующей избирательной комиссии вправеприсутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательныхобъединений и средств массовой информации. Решения избирательных комиссийпубликуются в печати и передаются в иные средства массовой информации всроки, установленные соответствующими федеральными законами, законами ииными нормативными правовыми актами законодательных (представительных)органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В деньголосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии идо подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательныхучастках вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными иизбирательными объединениями, кандидатами, а также иностранные(международные) наблюдатели. Иностранные международные( наблюдателиосуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными законами.Статья 15. Организация деятельности избирательных комиссий Деятельностьизбирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседаниеизбирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участиебольшинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правомрешающего голоса. Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов(списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов, об итогахголосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимисяили недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссийбольшинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссиис правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросампринимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членовизбирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательнойкомиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии.Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией,вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно бытьдоведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательнойкомиссии не позднее чем в трехдневных срок. Решение избирательнойкомиссии, противоречащее федеральным законам, законам и иным нормативнымправовым актам законодательных (представительных) органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации либо принятое избирательнойкомиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отменевышестоящей избирательной комиссией (соответственно уровню проводимыхвыборов) или судом. Статья 16. Обжалование нарушений избирательных правграждан В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения идействия (или бездействие) органов государственной власти, органовместного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц,нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным. Решенияи действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц,нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы ввышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимыхвыборов) или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательныекомиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения пожалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а вдень выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах,требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чемв десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправепринять самостоятельное решение по существу жалобы. Глава IV. Выдвижение ирегистрация кандидатов Статья 17. Право выдвижения кандидатов Правовыдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательнымобъединениям и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы,службы, учебы и жительства. Статья 18. Выдвижение кандидатовизбирательными объединениями Кандидатов (списки кандидатов) вправевыдвигать избирательные объединения. Решения о выдвижении кандидатов(списков кандидатов) от избирательных объединений принимаютсясоответственно уровню проводимых выборов на съездах (конференциях)общефедеральных, региональных избирательных объединений, на собранияхместных отделений этих избирательных объединений. Избирательные блокиподлежат регистрации в соответствующей избирательной комиссии послепредставления ими в комиссию совместного списка кандидатов. Выдвижениекандидатов (списков кандидатов) от избирательного блока проводится насъезде конференции( представителей общественных объединений, входящих визбирательный блок. Входящие в избирательный блок общественные объединенияне могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки иливыступать в качестве самостоятельных избирательных объединений. Решения овыдвижении кандидатов (списка кандидатов) от избирательных объединений иизбирательных блоков принимаются тайным голосованием. В поддержкукандидатов (списков кандидатов), выдвинутых от избирательных объединений иизбирательных блоков, собираются подписи избирателей в порядке иколичестве, определяемых федеральными законами, законами и иныминормативными правовыми актами законодательных (представительных) органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации. Максимальноеколичество подписей, необходимых для регистрации кандидатов (списковкандидатов), не может превышать два процента от числа избирателей,установленного при составлении списков избирателей в соответствии снастоящим Федеральным законом. Статья 19. Выдвижение кандидатовнепосредственно избирателями Выдвижение кандидата непосредственноизбирателями проводится путем сбора подписей под его заявлением овыдвижении кандидатом. Сбор подписей проводится по месту работы (в томчисле в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства. Администрация итрудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений иорганизаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий длявыдвижения кандидатов. Количество подписей и порядок их сбораустанавливаются федеральными законами, законами и иными нормативнымиправовыми актами законодательных (представительных) органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации. Максимальноеколичество подписей, необходимых для регтрации кандидатов, не может превышать два процента от числа избирателейсоответствующего избирательного округа. Подписи могут собираться толькосреди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в томизбирательном округе, где осуществляется выдвижение кандидатов. Периодвыдвижения кандидатов должен составлять не менее 45 дней при выборахПрезидента Российской Федерации, депутатов Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральныегосударственные органы, избрание в которые предусмотрено КонституциейРоссийской Федерации, и не менее 30 дней - при выборах в органыгосударственной власти субъектов Российской Федерации и в выборные органыместного самоуправления. Инициатива сбора подписей под заявлениемкандидата о его выдвижении может исходить от любого избирателя(избирателей). О своей инициативе он (они) уведомляет избирательнуюкомиссию, в которой будет осуществляться регистрация данного кандидата.Статья 20. Регистрация кандидатов (списков кандидатов) Кандидаты (спискикандидатов) регистрируются соответствующей избирательной комиссией попредставлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувшихкандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласиибаллотироваться по данному избирательному округу. В представленныхдокументах указывается принадлежность кандидата к какому-либоизбирательному объединению. В случае, если кандидат не принадлежит ккакому-либо избирательному объединению, он участвует в выборах какнезависимый кандидат. Запись о принадлежности кандидата к какому-либоизбирательному объединению или о его независимом статусе заносится визбирательный бюллетень. Одновременно в соответствующую избирательнуюкомиссию представляется не менее установленного количества подписейизбирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов). В случае, если вустановленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ниодин кандидат либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньшеустановленного числа мандатов или равным ему, выборы в данномизбирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссииоткладываются для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществленияпоследующих избирательных действий. В случае отказа зарегистрироватькандидата список( кандидатов) соответствующая избирательная комиссияобязана незамедлительно выдать кандидату или его доверенному лицу либоуполномоченному представителю избирательного объединения копию решениякомиссии с изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может служить тольконевыполнение требований федеральных законов, законов и иных нормативныхправовых актов законодательных (представительных) органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации о выборах в Российской Федерации.Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. ГлаваV. Статус кандидатов Статья 21. Равенство кандидатов Все кандидатыобладают равными правами и несут равные обязанности. Статья 22. Гарантиидеятельности кандидатов После регистрации кандидаты, находящиеся нагосударственной или муниципальной службе, а также работающие в средствахмассовой информации, на время их участия в выборах освобождаются отвыполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимуществасвоего служебного положения. Кандидаты после регистрации по их личнымзаявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебына время участия в выборах. В течение этого срока соответствующаяизбирательная комиссия за счет средств, выделенных на организациюподготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию.Виды, размеры и порядок выплаты компенсации устанавливаются федеральнымизаконами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных(представительных) органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации. Во время проведения выборов кандидаты не могут быть поинициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без ихсогласия переведены на другую работу. Время участия кандидата в выборахзасчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой онработал до регистрации кандидатом. Кандидат после регистрации не можетбыть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) куголовной ответственности, арестован или подвергнут мерамадминистративного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При дачесогласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившуюрегистрацию кандидата. Глава VI. Предвыборная агитация Статья 23. Право напредвыборную агитацию Государство обеспечивает гражданам РоссийскойФедерации, общественным объединениям свободное проведение предвыборнойагитации в соответствии с федеральными законами. Граждане РоссийскойФедерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах изаконными методами вести агитацию за или против любого кандидата,избирательного объединения. Кандидатам и избирательным объединениямгарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовойинформации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числесобраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов идискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространенияагитационных печатных материалов. Кандидат, избирательное объединениеимеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборнойагитации через средства массовой информации. В предвыборной агитации немогут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы,органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов иорганов местного самоуправления. Должностные лица государственных органови органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могутучаствовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях сдругими кандидатами. Журналистам, должностным лицам средств массовойинформации, должностным лицам и творческим работникам государственныхтелерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательнойкампании через средства массовой информации, если указанные лица являютсякандидатами либо доверенными лицами кандидатов. Статья 24. Условияпроведения предвыборной агитации через средства массовой информацииКандидат, избирательное объединение имеют право на бесплатноепредоставление им эфирного времени по каналам государственных имуниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное ирадиовещание на территории соответствующего избирательного округа, наравных основаниях. Кандидат, избирательное объединение имеют право наосновании заключенного с государственной телерадиокомпанией договораполучить за плату эфирное время сверх эфирного времени, предоставляемогобесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам и избирательнымобъединениям должны быть равными. Инструкции о порядке предоставленияэфирного времени кандидатам, избирательным объединениям по каналамгосударственных телерадиокомпаний издаются Центральной избирательнойкомиссией Российской Федерации с участием государственных органов,обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в сфере массовойинформации. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями)которых являются государственные или муниципальные органы, организации,учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счетсредств, выделяемых из соответствующего бюджета (федерального бюджета,бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета), или средстворганов местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности дляизложения предвыборных программ кандидатов, избирательных объединений,придерживающихся различных политических взглядов. Все агитационныепечатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах,ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационныхматериалов запрещается. Должностные лица государственных органов и органовм
|