присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса.Заседание Центральной комиссии референдума Российской Федерации являетсяправомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членовЦентральной комиссии референдума Российской Федерации с правом решающегоголоса. При принятии решения комиссией по проведению референдумаРоссийской Федерации в случае равного числа голосов ""за"" и ""против"" голоспредседателя комиссии является решающим. Решения Центральной комиссииреферендума Российской Федерации по вопросам финансового обеспеченияподготовки и проведения референдума Российской Федерации, об определениирезультатов референдума Российской Федерации, о признании референдумаРоссийской Федерации несостоявшимся или о признании итогов голосования вотдельных субъектах Российской Федерации недействительными принимаются назаседании Центральной комиссии референдума Российской Федерациибольшинством голосов от общего числа членов Центральной комиссииреферендума Российской Федерации с правом решающего голоса. Решения другихкомиссий по проведению референдума Российской Федерации об избраниипредседателя, заместителя председателя и секретаря соответствующейкомиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведенияреферендума Российской Федерации, об установлении итогов голосования такжепринимаются большинством голосов от общего числа членов соответствующейкомиссии по проведению референдума Российской Федерации с правом решающегоголоса. Решения комиссий по проведению референдума Российской Федерации поиным вопросам принимаются простым большинством голосов от числаприсутствующих членов соответствующей комиссии по проведению референдумаРоссийской Федерации с правом решающего голоса. Решения комиссииподписываются председателем и секретарем комиссии. Члены комиссии попроведению референдума Российской Федерации, не согласные с решением,принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение,которое должно быть доведено председателем комиссии до сведениявышестоящей комиссии не позднее чем в течение трех дней, а за три дня додня проведения референдума Российской Федерации и в день проведенияреферендума Российской Федерации - немедленно. Решения комиссии попроведению референдума Российской Федерации, противоречащие КонституцииРоссийской Федерации, настоящему Федеральному конституционному закону,другим федеральным законам либо принятые комиссией по проведениюреферендума Российской Федерации с превышением установленных полномочий,подлежат отмене вышестоящей комиссией по проведению референдума РоссийскойФедерации или судом. При этом вышестоящая комиссия по проведениюреферендума Российской Федерации вправе принять самостоятельное решение посуществу вопроса. Решения комиссии по проведению референдума РоссийскойФедерации, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для органовгосударственной власти и органов местного самоуправления, а также длянижестоящих комиссий по проведению референдума Российской Федерации.Заседание комиссии по проведению референдума Российской Федерациисозывается и проводится председателем или по его поручению заместителемпредседателя комиссии. Заседание комиссии по проведению референдумаРоссийской Федерации проводится также по требованию не менее трети членовкомиссии с правом решающего голоса. На заседании комиссии по проведениюреферендума Российской Федерации при рассмотрении жалобы (заявления)вправе присутствовать представители заинтересованных сторон. Функцииаппарата Центральной комиссии референдума Российской Федерацииосуществляет аппарат Центральной избирательной комиссии РоссийскойФедерации, а функции аппаратов комиссий субъектов Российской Федерации попроведению референдума Российской Федерации осуществляют аппаратыизбирательных комиссий субъектов Российской Федерации. Территориальные иучастковые комиссии по проведению референдума Российской Федерации могутсоздавать на период подготовки и проведения референдума РоссийскойФедерации временные аппараты, структура и штаты которых устанавливаютсясоответствующими комиссиями в пределах выделенных им бюджетных средств.Статья 23. Содействие деятельности комиссий по проведению референдумаРоссийской Федерации Государственный органы, органы местногосамоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения иорганизации, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям попроведению референдума Российской Федерации содействие в реализации ихполномочий, в том числе в предоставлении необходимых для проведенияреферендума Российской Федерации помещений, транспорта, средств связи,технического оборудования, а также предоставлять сведения и материалы,давать ответы на обращения комиссий по проведению референдума РоссийскойФедерации в течение пяти дней, а за пять дней до дня проведенияреферендума Российской Федерации и в день проведения референдумаРоссийской Федерации - немедленно. Статья 24. Обжалование решений идействий комиссий по проведению референдума Российской Федерации Решения идействия бездействие( Центральной комиссии референдума РоссийскойФедерации и ее должностных лиц могут быть обжалованы в Верховный СудРоссийской Федерации. Решения и действия бездействие( комиссий попроведению референдума Российской Федерации и их должностных лиц могутбыть обжалованы в вышестоящую комиссию по проведению референдумаРоссийской Федерации или в соответствующий суд. Предварительное обращениев вышестоящую комиссию не является обязательным условием для обращения всоответствующий суд. Решения нижестоящей комиссии по проведениюреферендума Российской Федерации могут быть отменены, а ее действия могутбыть приостановлены вышестоящей комиссией по проведению референдумаРоссийской Федерации. При этом вышестоящая комиссия по проведениюреферендума Российской Федерации вправе принять самостоятельное решение посуществу жалобы (заявления). Решения по жалобам (заявлениям), поступившимв вышестоящую комиссию по проведению референдума Российской Федерации входе подготовки референдума, принимаются в течение пяти дней с моментапоступления жалобы (заявления) в комиссию, а за пять дней до дняпроведения референдума Российской Федерации и в день проведенияреферендума Российской Федерации - немедленно. В случае, если факты,содержащиеся в жалобах (заявлениях), требуют дополнительной проверки,решения по ним принимаются в течение 10 дней. Суды и органы прокуратурыобязаны организовывать свою работу (в том числе и в выходные дни) такимобразом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб (заявлений) повопросам, связанным с проведением референдума Российской Федерации. Статья25. Образование участков референдума Российской Федерации Для проведенияголосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие вреферендуме Российской Федерации, образуются участки референдумаРоссийской Федерации. Участки референдума Российской Федерации образуетглава местной администрации по согласованию с соответствующейтерриториальной комиссией по проведению референдума Российской Федерациине позднее чем за 45 дней до дня проведения референдума РоссийскойФедерации с учетом административно-территориального деления и местныхусловий в целях создания максимальных удобств для граждан, имеющих правона участие в референдуме Российской Федерации, из расчета не более 3000граждан на каждый участок референдума Российской Федерации. В санаториях,профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарныхлечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребыванияграждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, втруднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в деньпроведения референдума Российской Федерации в плавании, и на полярныхстанциях могут образовываться участки референдума Российской Федерации всрок, предусмотренный частью второй настоящей статьи, а в исключительныхслучаях - не позднее чем за пять дней до дня проведения референдумаРоссийской Федерации. Военнослужащие - граждане Российской Федерацииголосуют на общих участках референдума Российской Федерации. В порядкеисключения допускается образование участков референдума РоссийскойФедерации в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных отнаселенных пунктов районах. В этих случаях участки референдума РоссийскойФедерации образуют командиры воинских частей по решению соответствующейкомиссии субъекта Российской Федерации по проведению референдумаРоссийской Федерации. При этом должен быть обеспечен доступ в помещениедля голосования всем членам участковой комиссии по проведению референдумаРоссийской Федерации, наблюдателям по предъявлении соответствующегоудостоверения о полномочиях и паспорта или заменяющего его документа.Участки референдума Российской Федерации за пределами территорииРоссийской Федерации образуют руководители дипломатическихпредставительств или консульских учреждений Российской Федерации натерритории государства пребывания. Списки участков референдума РоссийскойФедерации с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковыхкомиссий по проведению референдума Российской Федерации подлежатобязательному опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 35 дней додня проведения референдума Российской Федерации. Статья 26. Спискиграждан, имеющих право на участие в референдуме Российской ФедерацииСписок граждан, имеющих право на участие в референдуме РоссийскойФедерации, по участку референдума Российской Федерации составляетсяучастковой комиссией по проведению референдума Российской Федерации наосновании данных, представляемых по установленной форме главой местнойадминистрации. Данные о гражданах, имеющих право на участие в референдумеРоссийской Федерации, глава местной администрации направляет в участковуюкомиссию по проведению референдума Российской Федерации не позднее чем за40 дней до дня проведения референдума Российской Федерации. Списоксоставляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам,домам, а также на основе адресов граждан). В списке указываются фамилия,имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день имесяц) и адрес места жительства гражданина. Список военнослужащих -граждан Российской Федерации, членов их семей и других граждан РоссийскойФедерации, если они проживают в пределах расположения воинской части,составляется на основании данных, представляемых командиром воинской частив срок, установленный частью первой настоящей статьи. Военнослужащие,проживающие вне пределов расположения воинской части, включаются в спискипо месту жительства на общих основаниях. Списки граждан, которые в деньпроведения референдума Российской Федерации будут находиться в санаториях,профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарныхлечебно-профилактических учреждениях и других местах временногопребывания, составляются на основании данных, представляемыхруководителями указанных учреждений. Список граждан по участку референдумаРоссийской Федерации, образованному на судне, находящемся в деньпроведения референдума Российской Федерации в плавании, либо на полярнойстанции, составляется на основании данных, представляемых капитаном судналибо руководителем полярной станции. Список граждан по участку референдумаРоссийской Федерации, образованному за пределами территории РоссийскойФедерации, составляется на основании данных, представляемых руководителемсоответствующего дипломатического представительства, консульскогоучреждения Российской Федерации либо командиром воинской части,расположенной за пределами территории Российской Федерации. Списокграждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации,составляется в двух экземплярах по форме, утверждаемой Центральнойкомиссией референдума Российской Федерации, и подписывается председателемучастковой комиссии по проведению референдума Российской Федерации и еесекретарем. Один экземпляр списка граждан, имеющих право на участие вреферендуме Российской Федерации, остается в участковой комиссии, а второйэкземпляр передается в соответствующую территориальную комиссию попроведению референдума Российской Федерации не позднее чем за 16 дней додня проведения референдума Российской Федерации. Статья 27. Порядоквключения в списки граждан, имеющих право на участие в референдумеРоссийской Федерации В списки граждан, имеющих право на участие вреферендуме Российской Федерации, включаются граждане Российской Федерациив соответствии со статьей 2 настоящего Федерального конституционногозакона. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в списокпо конкретному участку референдума Российской Федерации является факт егопроживания на территории данного участка референдума Российской Федерации,устанавливаемый в соответствии с федеральным законом, определяющим праваграждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор местапребывания и места жительства на территории Российской Федерации.Гражданин может быть включен в список только на одном участке референдумаРоссийской Федерации. Граждане, имеющие право на участие в референдумеРоссийской Федерации, находящиеся в день проведения референдума РоссийскойФедерации в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иныхстационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местахвременного пребывания, включаются в список граждан, имеющих право научастие в референдуме Российской Федерации, по месту их пребывания.Студенты и аспиранты дневной формы обучения, имеющие право на участие вреферендуме Российской Федерации и проживающие в общежитиях, включаются всписок по участку референдума Российской Федерации по месту нахожденияобщежития. В список граждан, имеющих право на участие в референдумеРоссийской Федерации, по участку референдума Российской Федерации,образованному за пределами территории Российской Федерации, включаютсяграждане Российской Федерации, проживающие за пределами территорииРоссийской Федерации или находящиеся в длительных заграничныхкомандировках, при наличии у них заграничного паспорта гражданинаРоссийской Федерации. Граждане Российской Федерации, прибывшие виностранные государства по частным приглашениям, в служебные, деловые итуристические поездки, при их обращении в участковую комиссию попроведению референдума Российской Федерации и при наличии у нихзаграничного паспорта гражданина Российской Федерации дополнительновключаются в список граждан, имеющих право на участие в референдумеРоссийской Федерации. Граждане, имеющие право на участие в референдумеРоссийской Федерации, но поселившиеся на территории участка референдумаРоссийской Федерации после представления списка для всеобщегоознакомления, а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные всписок, дополнительно включаются участковой комиссией по проведениюреферендума Российской Федерации в указанный список на основаниидокументов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительствана территории данного участка референдума Российской Федерации. Статья 28.Ознакомление со списком граждан, имеющих право на участие в референдумеРоссийской Федерации Списки граждан, имеющих право на участие вреферендуме Российской Федерации, представляются для всеобщегоознакомления не позднее чем за 30 дней до дня проведения референдумаРоссийской Федерации. Каждому гражданину Российской Федерациипредоставляется право заявить в участковую комиссию по проведениюреферендума Российской Федерации о невключении его в список граждан,имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, а также олюбой ошибке или неточности в указанном списке. Участковая комиссияобязана проверить заявление и устранить ошибку или неточность либо непозднее чем через 24 часа выдать заявителю ответ в письменной форме сизложением мотивов принятого решения. Решение участковой комиссии можетбыть обжаловано в вышестоящую комиссию по проведению референдумаРоссийской Федерации или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу(заявление) в трехдневный срок, а за три дня до дня проведения референдумаРоссийской Федерации и в день проведения референдума Российской Федерации- немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в спискепроизводится участковой комиссией немедленно. Вносить изменения в спискиграждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации,после начала подсчета голосов запрещается. Статья 29. Финансовоеобеспечение проведения референдума Российской Федерации ПравительствоРоссийской Федерации выделяет Центральной комиссии референдума РоссийскойФедерации необходимые денежные средства на подготовку и проведениереферендума Российской Федерации в течение 15 дней со дня опубликованияУказа Президента Российской Федерации о назначении референдума РоссийскойФедерации. Выделенные денежные средства поступают в распоряжениеЦентральной комиссии референдума Российской Федерации и распределяются еюмежду комиссиями субъектов Российской Федерации по проведению референдумаРоссийской Федерации. В случае, если финансирование подготовки ипроведения референдума Российской Федерации не было предусмотрено вфедеральном бюджете, данные расходы оплачиваются за счет кредитовЦентрального банка Российской Федерации, покрываемых за счет средствфедерального бюджета. В случаях, если бюджетные средства своевременно неперечислены на счет Центральной комиссии референдума Российской Федерации,Центральная комиссия референдума Российской Федерации вправе обратиться заполучением кредитов в Центральный банк Российской Федерации, а при отказепоследнего в предоставлении кредита - в коммерческие банки за получениемкредита на конкурсной основе для финансирования подготовки и проведенияреферендума Российской Федерации. Данные кредиты, включая начисленные наних проценты, покрываются за счет средств федерального бюджета не позднеечем через три месяца после дня проведения референдума РоссийскойФедерации. Комиссии субъектов Российской Федерации по проведениюреферендума Российской Федерации распределяют полученные денежные средствамежду нижестоящими комиссиями по проведению референдума РоссийскойФедерации. Порядок перечисления денежных средств комиссиям по проведениюреферендума Российской Федерации устанавливается Центральной комиссиейреферендума Российской Федерации совместно с Центральным банком РоссийскойФедерации. Председатели комиссий по проведению референдума РоссийскойФедерации распоряжаются денежными средствами и несут ответственность засоответствие финансовых документов решениям комиссий по проведениюреферендума Российской Федерации по финансовым вопросам. Неизрасходованныебюджетные средства после проведения референдума Российской Федерацииостаются на специальных счетах комиссий по проведению референдумаРоссийской Федерации. Порядок учета поступления и расходования бюджетныхсредств, выделенных на подготовку и проведение референдума РоссийскойФедерации, устанавливается Центральной комиссией референдума РоссийскойФедерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Формыфинансового отчета комиссий по проведению референдума Российской Федерациио поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку ипроведение референдума Российской Федерации, устанавливаются Центральнойкомиссией референдума Российской Федерации в соответствии сзаконодательством Российской Федерации. Участковые комиссии по проведениюреферендума Российской Федерации представляют территориальным комиссиям попроведению референдума Российской Федерации финансовые отчеты не позднеечем через 10 дней со дня официального опубликования (обнародования)результатов референдума Российской Федерации. Территориальные комиссии попроведению референдума Российской Федерации представляют финансовые отчетыкомиссиям субъектов Российской Федерации по проведению референдумаРоссийской Федерации не позднее чем через 30 дней со дня официальногоопубликования (обнародования) результатов референдума РоссийскойФедерации. Комиссия субъекта Российской Федерации по проведениюреферендума Российской Федерации представляет Центральной комиссииреферендума Российской Федерации сводный финансовый отчет не позднее чемчерез 60 дней со дня официального опубликования (обнародования)результатов референдума Российской Федерации. Центральная комиссияреферендума Российско
|