ли безтаковых в пределах дорог; безопасность дорожного движения - состояниеданного процесса, отражающее степень защищенности его участников отдорожно-транспортных происшествий и их последствий; дорожно-транспортноепроисшествие - событие, возникшее в процессе движения по дорогетранспортного средства и с его участием, при котором погибли или раненылюди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинениной материальный ущерб; обеспечение безопасности дорожного движения -деятельность, направленная на предупреждение причин возникновениядорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие впроцессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства,пешехода, пассажира транспортного средства; организация дорожного движения- комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятийи распорядительных действий по управлению движением на дорогах; дорога -обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортныхсредств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорогавключает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайныепути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки подорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Статья 3.Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения Основнымипринципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритетжизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, надэкономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритетответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движениянад ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдениеинтересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасностидорожного движения; программно-целевой подход к деятельности пообеспечению безопасности дорожного движения. Статья 4. ЗаконодательствоРоссийской Федерации о безопасности дорожного движения ЗаконодательствоРоссийской Федерации о безопасности дорожного движения состоит изнастоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых всоответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации,законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.Глава II. Государственная политика в области обеспечения безопасностидорожного движения Статья 5. Основные направления обеспечения безопасностидорожного движения Обеспечение безопасности дорожного движенияосуществляется посредством: установления полномочий и ответственностиПравительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительнойвласти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;координации деятельности федеральных органов исполнительной власти,органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органовместного самоуправления, общественных объединений, юридических ифизических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий иснижения тяжести их последствий; регулирования деятельности наавтомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожномхозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядкезаконодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечениябезопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм идругих нормативных документов; осуществления деятельности по организациидорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий побезопасности дорожного движения; организации подготовки водителейтранспортных средств и обучения граждан правилам и требованиямбезопасности движения; проведения комплекса мероприятий по медицинскомуобеспечению безопасности дорожного движения; осуществления обязательнойсертификации объектов, продукции и услуг транспорта и дорожного хозяйства;лицензирования деятельности, связанной с обеспечением безопасностидорожного движения; проведения социально ориентированной политики вобласти страхования на транспорте; осуществления государственного надзораи контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил,стандартов, технических норм и других нормативных документов в областиобеспечения безопасности дорожного движения. Статья 6. ПолномочияРоссийской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения 1. Введении Российской Федерации находятся: формирование и проведение натерритории Российской Федерации единой государственной политики в областиобеспечения безопасности дорожного движения; установление правовых основобеспечения безопасности дорожного движения; установление единой системыправил, стандартов, технических норм и других нормативных документов повопросам обеспечения безопасности дорожного движения; контроль засоответствием законов и иных нормативных правовых актов субъектовРоссийской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движенияКонституции Российской Федерации и федеральным законам; созданиефедеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализациюгосударственной политики в области обеспечения безопасности дорожногодвижения; разработка и утверждение федеральных программ повышениябезопасности дорожного движения и их финансовое обеспечение; образованиефедерального специализированного фонда обеспечения безопасности дорожногодвижения; организация и осуществление федеральными органами исполнительнойвласти или их региональными структурами государственного надзора иконтроля за деятельностью в области обеспечения безопасности дорожногодвижения; координация деятельности органов исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации в области обеспечения безопасности дорожногодвижения; заключение международных договоров Российской Федерации вобласти обеспечения безопасности дорожного движения. 2. Федеральные органыисполнительной власти по соглашению с органами исполнительной властисубъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление частисвоих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения. 3.Субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерациисамостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашениюс федеральными органами исполнительной власти могут передать имосуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасностидорожного движения. 4. Органы местного самоуправления в соответствии сзаконодательством Российской Федерации и законодательством субъектовРоссийской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решаютвопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Статья 7.Лицензирование деятельности, связанной с обеспечением безопасностидорожного движения 1. В целях обеспечения безопасности дорожного движениялицензированию подлежат следующие виды деятельности: перевозка пассажирови грузов; транспортно-экспедиционное обслуживание юридических и физическихлиц; ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств,осуществляемые на коммерческой основе; проектирование, строительство,реконструкция, ремонт и содержание дорог и дорожных сооружений на них;подготовка, переподготовка и повышение квалификации водителей транспортныхсредств, руководителей и специалистов предприятий транспорта,непосредственно связанных с обеспечением безопасности дорожного движения,в порядке, предусмотренном для лицензирования образовательной деятельностив соответствии с законодательством Российской Федерации; изготовление,установка и эксплуатация технических средств и систем регулированиядорожного движения; проведение инструментальной проверки техническогосостояния транспортных средств; изготовление бланков водительскихудостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортныесредства, справок - отчетов и другой специальной продукции, необходимойдля допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожномдвижении; торговля транспортными средствами и номерными агрегатами. 2.Порядок осуществления лицензирования определяется федеральным законом.Статья 8. Участие общественных объединений в осуществлении мероприятий пообеспечению безопасности дорожного движения 1. Общественные объединения,созданные для защиты прав и законных интересов граждан, участвующих вдорожном движении, в целях объединения коллективных усилий членов этихорганизаций для предотвращения дорожно-транспортных происшествий, всоответствии с их уставами имеют право в установленном законами порядке:вносить в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации предложения по осуществлениюмероприятий и совершенствованию правил, стандартов, технических норм идругих нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожногодвижения; проводить по просьбе членов общественных объединенийисследования причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий,передавать материалы в прокуратуру и представлять интересы своих членов всуде; проводить мероприятия по профилактике аварийности. 2. Федеральныеорганы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, органы местного самоуправления и хозяйствующиесубъекты могут привлекать с их согласия общественные объединения кпроведению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.Статья 9. Организация государственного учета основных показателейсостояния безопасности дорожного движения 1. На территории РоссийскойФедерации осуществляется государственный учет основных показателейсостояния безопасности дорожного движения. Такими показателями являютсяколичество дорожно-транспортных происшествий, пострадавших в них граждан,транспортных средств, водителей транспортных средств; нарушителей правилдорожного движения, административных правонарушений и уголовныхпреступлений в области дорожного движения, а также другие показатели,отражающие состояние безопасности дорожного движения и результатыдеятельности по ее обеспечению. 2. Система государственного учетаобеспечивает организацию и проведение федеральными органами исполнительнойвласти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации иорганами местного самоуправления работ по формированию и реализациигосударственной политики в области обеспечения безопасности дорожногодвижения. 3. Порядок ведения государственного учета, использования учетныхсведений и формирования отчетных данных в области обеспечения безопасностидорожного движения устанавливается Правительством Российской Федерации.Глава III. Программы обеспечения безопасности дорожного движения Статья10. Программы обеспечения безопасности дорожного движения 1. В целяхреализации государственной политики в области обеспечения безопасностидорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местныепрограммы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортныхпроисшествий и снижение ущерба от этих происшествий. 2. Федеральныепрограммы разрабатываются в соответствии с требованиями к такимпрограммам, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. 3.Федеральные, региональные и местные программы обеспечения безопасностидорожного движения финансируются за счет средств соответствующих бюджетови внебюджетных источников. Глава IV. Основные требования по обеспечениюбезопасности дорожного движения Статья 11. Основные требования пообеспечению безопасности дорожного движения при проектировании,строительстве и реконструкции дорог 1. Проектирование, строительство иреконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечиватьбезопасность дорожного движения. Соответствие построенных иреконструированных дорог требованиям строительных норм, правил, стандартови других нормативных документов, относящихся к обеспечению безопасностидорожного движения, удостоверяется актом приемки дороги. Акт приемкидороги выдается комиссией, назначаемой федеральным органом исполнительнойвласти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации впределах их компетенции, на основании результатов проведенных вустановленном порядке контрольных осмотров, обследований и испытаний. 2.Ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в частиобеспечения безопасности дорожного движения на этапе проектированиявозлагается на исполнителя проекта, а на этапах реконструкции истроительства - на исполнителя работ. 3. При проектировании, строительствеи реконструкции дорог не допускается снижение капитальных затрат за счетинженерных решений, отрицательно влияющих на безопасность дорожногодвижения. Статья 12. Основные требования по обеспечению безопасностидорожного движения при ремонте и содержании дорог 1. Ремонт и содержаниедорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасностьдорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам,техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся кобеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актамиконтрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участиемсоответствующих органов исполнительной власти. 2. Обязанность пообеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессеэксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам идругим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти,в ведении которого находятся дороги. Статья 13. Обустройство дорогобъектами сервиса Федеральные органы исполнительной власти, органыисполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местногосамоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятсяавтомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорогпредусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормамипроектирования, планами строительства и генеральными схемами размещенияуказанных объектов, организуют их работу в целях максимальногоудовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения ихбезопасности, представляют информацию участникам дорожного движения оналичии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохраненияи связи, а равно информацию о безопасных условиях движения насоответствующих участках дорог. Статья 14. Ограничение или прекращениедвижения на дорогах 1. Временное ограничение или прекращение движениятранспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожногодвижения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицамифедеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределахих компетенции. 2. Основания временного ограничения или прекращениядвижения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иныминормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иныминормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обезопасности дорожного движения. Статья 15. Основные требования пообеспечению безопасности дорожного движения при изготовлении и реализациитранспортных средств, их составных частей, предметов дополнительногооборудования, запасных частей и принадлежностей 1. Транспортные средства,изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа срокомболее чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожномдвижении на ее территории, а также составные части конструкций, предметыдополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортныхсредств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожногодвижения, подлежат обязательной сертификации в соответствии с правилами ипроцедурами, утверждаемыми уполномоченными на то федеральными органамиисполнительной власти. 2. Ответственность изготовителя (продавца,исполнителя) транспортных средств, а также составных частей конструкций,предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностейтранспортных средств, подлежащих реализации на территории РоссийскойФедерации и имеющих выданный в установленном порядке сертификатсоответствия или иной документ, удостоверяющий его соответствиеустановленным требованиям безопасности дорожного движения, определяетсязаконодательством Российской Федерации. 3. Допуск транспортных средств,предназначенных для участия в дорожном движении на территории РоссийскойФедерации, за исключением транспортных средств, участвующих вмеждународном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации насрок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии сзаконодательством Российской Федерации путем регистрации транспортныхсредств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортныхсредств без документа, удостоверяющего его соответствие установленнымтребованиям безопасности дорожного движения, запрещается. 4. Послевнесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств,в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительногооборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечениебезопасности дорожного движения, необходимо проведение повторнойсертификации. Статья 16. Основные требования по обеспечению безопасностидорожного движения при эксплуатации транспортных средств 1. Техническоесостояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожномдвижении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. 2.Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожномдвижении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцевтранспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.Статья 17. Государственный технический осмотр транспортных средств 1.Находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации изарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежатобязательному государственному техническому осмотру. 2. Порядок проведенияобязательного государственного технического осмотра устанавливаетсяПравительством Российской Федерации. Статья 18. Основные требования пообеспечению безопасности дорожного движения при техническом обслуживании иремонте транспортных средств 1. Техническое обслуживание и ремонттранспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должныобеспечивать безопасность дорожного движения. 2. Нормы, правила ипроцедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средствустанавливаются заводами - изготовителями транспортных средств с учетомусловий их эксплуатации. 3. Юридические лица и индивидуальныепредприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги потехническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны иметьлицензию и сертификат соответствия на выполнение этих работ и услуг иобеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами иправилами. 4. Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание иремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническоесостояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожномдвижении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожногодвижения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемымисполнителем названных работ и услуг. Статья 19. Основания и порядокзапрещения эксплуатации транспортных средств 1. Запрещается эксплуатациятранспортных средств при наличии у них технических неисправностей,создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностейтранспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация,определяются Правительством Российской Федерации. 2. Запрещениеэксплуатации транспортного средства осуществляется уполномоченными на тодолжностными лицами. Статья 20. Основные требования по обеспечениюбезопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальнымпредпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной сэксплуатацией транспортных средств 1. Юридические лица и индивидуальныепредприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерациидеятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:организовывать работу водителей в соответствии с требованиями,обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленныйзаконодательством Росси
|