(точнее Рюбенс - Rubens) Питер Пауль (28 июня 1577, Зиген, Германия- 30 мая 1640, Антверпен) фламандский живописец, рисовальщик, главафламандской школы живописи барокко. Проявил себя также какученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер,знаток нумизматики, государственный деятель и дипломат. По мощи таланта имногогранности дарования, глубине знаний и жизненной энергии Рубенспринадлежит к числу самых блестящих фигур европейской культуры 17 в.Современники называли его королем художников и художником королей.Родилсяв семье антверпенского адвоката Яна Рубенса, эмигрировавшего во времягражданской войны в Нидерландах в Германию. После смерти отца в 1589 матьРубенса с детьми вернулась в Антверпен, где Рубенс окончил латинскуюшколу, получив прекрасное гуманитарное образование. Рано заинтересовавшисьживописью, учился у малозначительных художников Т. Верхахта (1591), А. ванНорта (ок. 1591-99), О. Вениуса (ван Вена; ок. 1594-98). В 1598 принят вАнтверпене в гильдию живописцев св. Луки.Итальянский период В 1600-08Рубенс жил и работал в Италии Венеция( Мантуя, Флоренция, Рим, Генуя) В1600 он стал придворным живописцем мантуанского герцога Винченцо Гонзаго,пославшего его в 1603 с дипломатическим поручением в Испанию. Годы,проведенные в Италии, были заполнены не только работой над алтарнымикартинами для римских, мантуанских и генуэзских церквей, над портретами(""Автопортрет с мантуанскими друзьями"", ок. 1606, музей Вальраф-Рихартц,Кельн; ""Маркиза Бриджида Спинола-Дориа"", 1606-07, Национальная галерея,Вашингтон), но и изучением произведений античной скульптуры, Микеланджело,Тициана, Тинторетто, Веронезе, Корреджо, Караваджо, современных емуболонских живописцев.Антверпенский период. Мастерская Рубенса Быстрозавоеванная известность, обилие заказов, работа придворным живописцемиспанских наместников Южных Нидерландов, брак по любви с Изабеллой Брант(""Автопортрет с Изабеллой Брант"", 1609, Старая пинакотека, Мюнхен)открывают блестящий период его творчества 1610-20-х гг. Уже в первые годыпребывания Рубенса в Антверпене возникла его мастерская, своего родахудожественная Академия, примечательная не только колоссальным числомсозданных здесь полотен, призванных украсить дворцы и храмы Фландрии идругих столиц Европы, но и тягой молодых талантов к совместной работе сРубенсом. Одновременно сложилась антверпенская школа репродукционнойгравюры, воспроизводившая живописные оригиналы Рубенса и его круга.Техникаписьма Рубенс обычно создавал небольшой эскиз будущей картины, нанося насветлый грунт основной рисунок коричневатыми мазками и строя цветовуюкомпозицию при помощи немногочисленных светлых красок. Эскизы Рубенса -великолепные создания его живописи (некоторые из них находятся в Эрмитаже)- писались быстро, запечатлевая замысел мастера; после того как картинапри помощи учеников была готова, он проходил ее своей кистью. Однако еголучшие работы созданы им самим от начала до конца. Рубенс нередкопридерживался старонидерландского обычая писать на деревянных досках,покрытых по светлому грунту тонким красочным слоем и создававших эффектзеркально полированной сияющей поверхности.Темы и жанры Рубенс обращался ктемам Ветхого и Нового Завета, к изображению святых, к античной мифологиии историческим сюжетам, к аллегории, бытовому жанру, портрету, пейзажу.Великий живописец, он был также великим мастером рисунка (этюды с натуры,самостоятельные композиции, портреты, зарисовки; сохранилось около 300рисунков). Искусство Рубенса, отличающееся живым и мощным ощущением натурыи неистощимой фантазией, насыщено разнообразными сюжетами, действием,обилием фигур и аксессуаров, патетическими жестами. Художник запечатлевалсвоих героев подчеркнуто телесными, в расцвете тяжеловесной красоты.Свойственные барокко черты условности и внешней, иногда ложной,экзальтации отступают у Рубенса перед могучим напором живойреальности.Живопись 1610-х гг.Пафос бурной космической динамики, борьбыпротивостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах:""Страшный суд"", ""Малый Страшный суд"", ""Падение грешников"", ""Битваамазонок"" (1610-е гг., все в Старой пинакотеке, Мюнхен) Стихияпервозданного хаоса подчинена безупречно организованной композиции,построенной по диагонали, эллипсу, спирали, на контрастах темных и светлыхсилуэтов, цветовых сочетаний и пятен, потоков света и затененныхживописных масс, сложной игре ритмических созвучий. Яростная схватка людейс дикими животными воплощена в сценах охот - новом, созданном Рубенсомжанре фламандской живописи, который отличался то более условным характером(""Охота на крокодила и гиппопотама"", Художественная галерея, Аугсбург;""Охота на кабана"", 1615, Музей истории искусств, Марсель; ""Охота нальвов"", 1615-18, Старая пинакотека, Мюнхен) то приближением к реальности,сочетанием анималистического жанра и пейзажа (""Охота на кабана"", ок.1618-20, Картинная галерея, Дрезден) Тема борьбы человека с силамиприроды присутствует уже в ранних, собственно пейзажных работах художника(""Возчики камней"", ок. 1620, Эрмитаж).Дух жизнеутверждающего оптимизмаотличает картины Рубенса на античные темы с их торжественным ритмом,величием и полнокровностью образов, наделенных подчас грузноватойтелесностью (""Статуя Цереры"", между 1612 и 1614; ""Венера и Адонис"", 1615;""Союз Земли в Воды"", ок. 1615 - все в Эрмитаже; ""Возвращение Дианы сохоты"", ок. 1615-16, Картинная галерея, Дрезден; ""Венера перед зеркалом"",1615-16, Вадуц, галерея Лихтенштейн) сцены ""Вакханалий"", прославляющиежизнь природы и щедрое плодородие земли (""Вакханалия"", 1615-20,Государственный музей изобразительных искусств, Москва; ""Шествие Силена"",1618, Старая пинакотека, Мюнхен).Живопись 1620-х гг.В 1620-е гг. Рубенсдостигает единства цветового звучания картин, которое строится насложнейшей гамме рефлексов и оттенков, легко и прозрачно положенныхголубоватых теней и светлых красок (""Персей и Андромеда"", 1620-21,Эрмитаж). Совместно с мастерской ""художник королей"" выполняет крупнейшиезаказы королевских дворов Европы. Он посещает Францию, создает цикл из 21огромного полотна для одной из галерей Люксембургского дворца в Париже,посвященный жизни королевы Марии Медичи (1622-25, Лувр) . Это новый типисторической картины, достоверной по изображению обстановки и конкретныхперсонажей, но облаченной в пышную аллегорическую форму. В 1620-е гг.Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета,подчеркивающего социальную значимость модели портрет( Марии Медичи, 1622,Прадо). Особое место занимает тончайший по прозрачной живописи портреткамеристки инфанты Изабеллы середина( 1620-х гг., Эрмитаж).Тяжело переживсмерть Изабеллы Брант в 1622, Рубенс ищет отвлечения в активнойдипломатической деятельности, посещает Испанию, Англию, Голландию.Позднийпериод Женитьба Рубенса в 1630 на шестнадцатилетней Елене Фоурмент сталановым этапом его жизни, исполненным безмятежного семейного счастья. Онприобретает поместье, включающее замок Стен (отсюда название этого периода- ""стеновский""). Разочаровавшись в придворной карьере и дипломатическойдеятельности, он целиком отдается творчеству. Мастерство позднего Рубенсас блеском проявляется в сравнительно небольших, собственноручноисполненных произведениях. Образ молодой жены становится лейтмотивом еготворчества. Идеал белокурой красавицы с пышным чувственным телом икрасивым разрезом больших блестящих глаз сложился в произведениях мастеразадолго до того, как Елена вошла в его жизнь, превратившись, наконец, взримое воплощение этого идеала. Рубенс пишет Елену в виде библейскойВирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден) богини Венеры (""Суд Париса"",ок. 1638), одной из трех граций (ок. 1639), включает ее изображение вкартину ""Сад любви"" (ок. 1635 - все в Прадо) словно наполненную смехом ивозгласами молодых пар, собравшихся в парке, шелестом шелковых платьев,трепетом света и воздуха. Многочисленны портреты Елены в свадебном наряде,с детьми (Лувр), со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду(Старая пинакотека, Мюнхен) Художник создает редкий по откровенностиличного чувства и пленительности живописи образ обнаженной Елены снакинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой (""Шубка"", ок.1630-40, Музей истории искусств, Вена).Пейзажи позднего Рубенсавоспроизводят эпический образ природы Фландрии с ее просторами, далями,дорогами и населяющими ее людьми (""Радуга"", 1632-35, Эрмитаж; ""Возвращениес поля"", 1636-38, галерея Питти, Флоренция) Художник изображает полныежизнерадостной стихии народные праздники (""Крестьянский танец"", 1636-40,Прадо; ""Кермесса"", ок. 1635, Лувр).Творчество Рубенса - основополагающее вразвитии национального искусства Фландрии - не раз становилось знаменем вборьбе с безжизненными академическими канонами.
|