(Rousseau) Жан Жак (1712-78) - французский писатель и философ.Представитель сентиментализма. С позиций деизма осуждал официальнуюцерковь и религиозную нетерпимость. В сочинениях ""Рассуждение о начале иоснованиях неравенства..."" (1755), ""Об общественном договоре"" (1762) и др.Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевскойвласти. Руссо идеализировал естественное состояние всеобщего равенства исвободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство,по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей(см. Общественный договор) Эстетические и педагогические взгляды Руссовыражены в романе-трактате ""Эмиль, или О воспитании"" (1762). Роман вписьмах ""Юлия, или Новая Элоиза"" (1761), а также ""Исповедь"" (издание1782-89), ставящие в центр повествования ""частную"", духовную жизнь,способствовали становлению психологизма в европейской литературе.""Пигмалион"" (издание 1771) - ранний образец мелодрамы. Идеи Руссо (культприроды и естественности, критика городской культуры и цивилизации,искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму)оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.(Rousseau) Жан Жак (28 июня 1712, Женева - 2 июля 1778, Эрменонвиль),французский мыслитель и писатель эпохи Просвещения.ДетствоМать Руссо,урожденная Сюзанна Бернар, внучка женевского пастора, умерла черезнесколько дней после рождения Жан-Жака, а отец - часовщик Изак Руссо - в1722 был вынужден уехать из Женевы. 1723-24 Руссо провел в протестантскомпансионе Ламберсье в местечке Боссе близ французской границы. Повозвращении в Женеву он некоторое время готовился стать судебнымканцеляристом, а с 1725 учился ремеслу гравера. Не стерпев тираниихозяина, юный Руссо в 1728 покинул родной город. Мадам де ВарансВ Савойеон познакомился с Луизой-Элеонорой де Варанс, оказавшей значительноевлияние на всю его последующую жизнь. Привлекательная 28-летняя вдова изстаринного дворянского рода, новообращенная католичка, она пользоваласьпокровительством церкви и герцога Виктора-Амедея Савойского, ставшего в1720 королем Сардинии. Поддавшись влиянию этой дамы, Руссо отправился вТурин в обитель Святого Духа. Здесь он принял католичество, утратив темсамым женевское гражданство.В 1729 Руссо поселился в Аннеси у мадам деВаранс, которая решила продолжить его образование. Она побудила егопоступить в семинарию, а затем в хоровое училище. В 1730 Руссо возобновилсвои странствия, однако в 1732 вновь вернулся к мадам де Варанс, на сейраз в Шамбери, и стал одним из ее любовников. Их связь, продолжавшаяся до1739, открыла Руссо путь в новый, прежде недоступный мир. Отношения смадам де Варанс и посещавшими ее дом людьми улучшили его манеры, привиливкус к интеллектуальному общению. Благодаря своей покровительнице онполучил в 1740 место гувернера в доме лионского судьи Жана Бонно де Мабли,старшего брата известных философов-просветителей Мабли и Кондильяка. Хотявоспитателя детей Мабли из Руссо не вышло, приобретенные связи помогли емупо приезде в Париж. Руссо в ПарижеВ 1742 Руссо переселился в столицуФранции. Здесь он намеревался добиться успеха благодаря предлагаемой имреформе нотной записи, заключавшейся в отмене транспонировки и ключей.Руссо выступил с докладом на заседании королевской Академии наук, а затемапеллировал к публике, издав ""Диссертацию о современной музыке"" (1743). Кэтому времени относится и его встреча с Дидро, в котором он сразураспознал светлый, чуждый мелочности ум, склонный к серьезным инезависимым философским раздумьям. В 1743 Руссо получил назначение надолжность секретаря французского посла в Венеции графа де Монтегю, однако,не ужившись с ним, вскоре вернулся в Париж (1744). В 1745 он познакомилсяс Терезой Левассер, простой и многострадальной женщиной, ставшей спутницейего жизни. Считая, что он не в состоянии воспитывать своих детей (их былопятеро), Руссо отдавал их в воспитательный дом. ""Энциклопедия""В конце 1749Дидро привлек Руссо к работе над ""Энциклопедией"", для которой тот написал390 статей, прежде всего, по теории музыки. Репутация Руссо как музыкантавозросла после его комической оперы ""Сельский колдун"", поставленной придворе в 1752 и в парижской опере в 1753. В 1749 Руссо принял участие вконкурсе на тему ""Способствовало ли возрождение наук и искусств очищениюнравов?"", организованном Дижонской Академией. В ""Рассуждениях о науках иискусствах"" (1750) Руссо впервые сформулировал главную тему своейсоциальной философии - конфликт между современным обществом и человеческойприродой. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливогоэгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей,но их гордыню и тщеславие. Руссо поставил вопрос о тяжкой цене прогресса,считая, что последний ведет к дегуманизации человеческих отношений. Работапринесла ему победу на конкурсе, а также широкую известность. В 1754 навторой конкурс Дижонской Академии Руссо представил ""Рассуждение опроисхождении и основаниях неравенства между людьми"" (1755). В нем онпротивопоставил т. н. первоначальное естественное равенство неравенствуискусственному (социальному).Конфликт с энциклопедистамиВ 1750-х гг. Руссовсе более отдалялся от парижских литературных салонов. В 1754 он побывал вЖеневе, где вновь стал кальвинистом и восстановил себя в гражданскихправах. По возвращении во Францию Руссо избрал уединенный образ жизни.1756-62 он провел в сельской местности близ Монморанси (под Парижем),сначала в павильоне, отведенном ему мадам д Эпине (подругой ФридрихаМельхиора Гримма, автора знаменитой ""Литературной корреспонденции"", скоторым Руссо близко сошелся еще в 1749), затем в загородном доме маршаладе Люксембурга. Однако отношения Руссо с Дидро и Гриммом постепенноохлаждались. В пьесе ""Побочный сын"" (1757) Дидро высмеял отшельников, аРуссо воспринял это как личное оскорбление. Затем Руссо воспылал страстьюк невестке мадам д Эпине, графине Софи д Удето, которая была любовницейЖана-Франсуа де Сен-Ламбера, энциклопедиста, близкого друга Дидро иГримма. Друзья сочли поведение Руссо недостойным, сам он не считал себявиновным. Преклонение перед мадам д Удето вдохновило его на ""Новую Элоизу""(1761), шедевр сентиментализма, роман о трагической любви, воспевавшийискренность в человеческих отношениях и счастье простой сельской жизни.Нараставшее расхождение Руссо с энциклопедистами объяснялось не толькообстоятельствами личной жизни, но и различиями в их философских взглядах.В ""Письме к Д Аламберу о спектаклях"" (1758) Руссо утверждал, что атеизм идобродетель несовместимы. Вызвав возмущение многих, в том числе Дидро иВольтера, он поддержал критиков статьи ""Женева"", опубликованной ДАламбером за год перед этим в 7 томе ""Энциклопедии"".Теория нравственныхчувствВ педагогическом романе ""Эмиль или о Воспитании"" (1762) Руссообрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостатоквнимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественнымпотребностям. В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденныхнравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознаниедобра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств отразлагающего влияния общества.""Общественный договор""Между тем, именнообщество оказалось в центре внимания самой известной работы Руссо - ""Обобщественном договоре, или Принципы политического права"" (1762). Заключаяобщественный договор, люди поступаются частью своих суверенныхестественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу,равенство, социальную справедливость и выражающей, тем самым, их общуюволю. Последняя не тождественна воле большинства, которая можетпротиворечить подлинным интересам общества. Если государство перестаетследовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оноутрачивает нравственную основу своего существования. Обеспечение этойнравственной опоры власти Руссо возлагал на т. н. гражданскую религию,призванную объединить граждан на основе веры в Бога, в бессмертие души, внеотвратимость наказания порока и торжества добродетели. Таким образом,философия Руссо была достаточно далека от деизма и материализма многих егопрежних друзей. Последние годыПроповедь Руссо была встречена одинакововраждебно в самых различных кругах. ""Эмиль"" был осужден Парижскимпарламентом (1762), автор был вынужден бежать из Франции. В Женеве былисожжены и ""Эмиль"" и ""Общественный договор"", а Руссо был объявлен внезакона. В 1762-67 он скитался вначале по Швейцарии, затем оказался вАнглии. В 1770, достигнув европейской известности, Руссо вернулся в Париж,где ему уже ничто не угрожало. Там он завершил работу над ""Исповедью""(1782-1789). Обуреваемый манией преследования, Руссо удалился вЭрменонвиль под Санлисом, где провел последние месяцы своей жизни напопечении маркиза де Жирардена, который и похоронил его на острове всобственном парке. В 1794, в период Якобинской диктатуры, останки Руссобыли перенесены в Пантеон. Якобинцы обосновали с помощью его идей нетолько культ Верховного Существа, но и террор. Сочинения:Избр. соч. М.,1961. Т. 1-3.Юлия или Новая Элоиза. М., 1968.Трактаты. М., 1969.Euvrescompletes / Еd. B. Gagnebin, М. Raymond. Paris, 1959. (Вышло 5 томов,издание продолжается).Euvres completes / Еd. М. Launay. Paris, 1967-71. V.1-3.Correspondance complete / Еd. R. A. Leigh. Oxford, 1965. (Из 53 вышел51 том, издание продолжается).Литература:Верцман И. Е. Жан-Жак Руссо. М.,1976.Манфред А. З. Три портрета эпохи Великой французской революции. М.,1978.Green F. C. Jean-Jacques Rousseau: a critical study of his life andwritings. Cambridge, 1955.Crocker L. G. Jean-Jacques Rousseau. New York,1968-1973. V. 1-2.Trousson R. Jean-Jacques Rousseau. Paris, 1988-1989. V.1-2.Mustel C. Rousseau dans le monde russe et sovietique. Montmorency,1995.С. Я. Карп Теодор (1812-67) - французский живописец. Глава барбизонской школы.Изображения сельских местностей Франции (""В лесу Фонтенбло"") отличаютсяплотностью и материальностью тональной живописи, интересом к свету ивоздуху.
|