направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.;сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредствомсимвола интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренныхчувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят ксочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера.Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимуюреальность сверхвременную идеальную сущность мира (""от реального креальнейшему"") и его ""нетленную"", или трансцендентную, Красоту, символистывыразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе,трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. В Россиисимволизм нередко мыслился как ""жизнетворчество"" - сакральное действо,выходящее за пределы искусства. Основные представители символизма влитературе - П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А.А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф. К. Сологуб; в изобразительномискусстве: Э. Мунк, Г. Моро, М. К. Чюрленис, М. А. Врубель, В. Э.Борисов-Мусатов; близко к символизму творчество П. Гогена и мастеровгруппы ""Наби"", графика О. Бердсли, работы многих мастеров стиля ""модерн"".
|