Электронные Толковые Словари
Реклама

Энциклопедический словарь
"Бэкон"

/ Главная / Энциклопедический словарь / буква Б / Бэкон
Энциклопедический словарь

Фрэнсис (1561-1626) - английский философ, родоначальник английскогоматериализма. Лорд-канцлер при короле Якове I. В трактате ""Новый органон""(1620) провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой,предложил реформу научного метода - очищение разума от заблуждений(""идолов"", или ""признаков""), обращение к опыту и обработка его посредствоминдукции, основа которой - эксперимент. Автор утопии ""НоваяАтлантида"". (Bacon) Фрэнсис (22 января 1561, Лондон - 9 апреля 1626,Хайгет), английский философ и политический деятель.Жизнь и творчествоПроисходил из семьи ""новых дворян"", в свое время поддержавших английскуюмонархию в феодальных междоусобицах; его отец некоторое время занималдолжность лорда-хранителя королевской печати. В возрасте 12 лет Бэконпоступил в Кембриджский университет; в 23 года он уже был членом палатыобщин английского парламента, где выступал противником королевы ЕлизаветыI по ряду вопросов. В 1597 опубликованы ""Опыты, или наставлениянравственные и политические"", представляющие собой высокохудожественныеэссе на различные темы - от морально-бытовых до политических. В 1605 былаопубликована на английском языке работа ""О достоинстве и приумножениинаук"", представляющая собой первую часть грандиозного плана Бэкона -""Великого восстановления наук"", предполагавшего 6 этапов. При короле ЯковеI, вступившем на престол в 1603, начинается политическое возвышениеБэкона: в 1612 он - генеральный прокурор, в 1617 - лорд-хранитель печати,в 1618 - лорд-канцлер. В 1620 Бэкон публикует одно из лучших своихпроизведений - ""Новый Органон"". В 1621 был обвинен во взяточничестве и нанесколько дней заключен в тюрьму; несмотря на последующее оправдание,Бэкон больше не возвращался в политику. Последние годы жизни занималсянаучным экспериментированием и умер в 1626, простудившись послепроведенного опыта.Бэкон был увлечен широкими проектами преобразованиянауки. По словам его личного врача, знаменитого У. Гарвея, ""онфилософствовал как лорд-канцлер""; в социальной утопии ""Новая Атлантида""ему удалось предвосхитить план создания в 60-е годы 17 в. ЛондонскогоКоролевского общества. Бэкон первым приблизился к пониманию науки каксоциального института. Он разделял теорию двойственной истины,разграничивающую функции науки и религии; его позиция по отношению крелигии близка деизму. Крылатые высказывания Бэкона о науке и ее ролинеоднократно избирались знаменитыми философами и учеными в качествеэпиграфов для своих произведений.Классификация наук Бэконовскаяклассификация наук, представлявшая альтернативу аристотелевской, долгоевремя признавалась основополагающей многими европейскими учеными ифилософами. Разделение всех наук на исторические, поэтические ифилософские определяется у Бэкона психологическим критерием. Так, история- это знание, опирающееся на память; она делится на естественную историю,описывающую явления природы (включая чудеса и всевозможные отклонения), игражданскую. Поэзия основана на воображении. В основе философии -рассудок. Она делится на естественную философию, божественную философию(естественную теологию) и человеческую философию (изучающую мораль иобщественные явления). В естественной философии Бэкон выделяеттеоретическую исследование( причин, причем предпочтение отдаетсяматериальным и действующим причинам перед формальными и целевыми), ипрактическую (""естественная магия"") части. Как натурфилософ Бэконсимпатизировал атомистической традиции древних греков, однако полностью кней не присоединялся.Критическая часть системы Считая, что устранениезаблуждений и предрассудков - отправная точка правильногофилософствования, Бэкон критически относился к схоластике. Главныйнедостаток аристотелевско-схоластической логики он усматривал в том, чтоона проходит мимо проблемы образования понятий, составляющих посылкисиллогистических умозаключений. Бэкон критиковал также ренессанснуюгуманистическую ученость, преклонявшуюся перед античными авторитетами иподменявшую философию риторикой и филологией. Наконец, Бэкон боролся с такназываемой ""фантастической ученостью"", опирающейся не на достоверный опыт,а на неподдающиеся проверке рассказы о чудесах, отшельниках, мучениках ипр.Основу критической части философии Бэкона составляет учение о такназываемых ""идолах"", искажающих наши познания. Это, во-первых, врожденные""идолы рода"". В их основе субъективные свидетельства органов чувств ивсевозможные заблуждения разума пустое( абстрагирование, поиск целей вприроде и т. п.). Во-вторых, ""идолы пещеры"", обусловленные зависимостьюпознания от индивидуальных особенностей, физических и душевных свойств, атакже ограниченностью личного опыта людей. В-третьих, ""идолы рынка, илиплощади"", имеющие социальные истоки. Бэкон призывает не преувеличиватьроль слов в ущерб фактам и стоящим за словами понятиям. В-четвертых, Бэконпредлагает искоренять ""идолов театра"", в основе которых некритическоеследование авторитетам.Индуктивная методология Бэкон считал необходимымсоздать правильный метод, с помощью которого можно было бы постепенновосходить от единичных фактов к широким обобщениям. В древности всеоткрытия делались лишь стихийно, тогда как правильный метод долженопираться на эксперименты (целенаправленно поставленные опыты), которыедолжны систематизироваться в ""естественной истории"". В целом индукциявыступает у Бэкона не только как один из видов логического вывода, но икак логика научного открытия, методология выработки понятий, основанных наопыте. Бэконовский индуктивизм получил развитие в 19 веке в работах ДжонаСтюарта Милля и др. В 20 в. трактовка индукции как логики открытия былаподвергнута критике школой К. Поппера и др.Свою методологию Бэкон понималкак определенное сочетание эмпиризма и рационализма, уподобляя ее образудействий пчелы, перерабатывающей собранный нектар, в отличие от муравья(плоский эмпиризм) или паука (оторванная от опыта схоластика) Бэконразличал опыты плодоносные, то есть сразу приносящие определенныерезультаты, и опыты светоносные, практическая польза которых заметна несразу, но которые в конечном итоге дают максимальныйрезультат.Технократическая школа В ""Новой Атлантиде"" (1623-24)рассказывается о загадочной стране Бенсалем, которой руководит ""Соломоновдом"", или ""Общество для познания истинной природы всех вещей"",объединяющее главных мудрецов страны. От коммунистических исоциалистических утопий утопия Бэкона отличается своим ярко выраженнымтехнократическим характером: на острове царит культ научно-техническихизобретений, которые выступают главной причиной преуспеяния населения.Атланты обладают агрессивным и предпринимательским духом, причемпоощряется тайный вывоз сведений о достижениях и секретах других странчленами ""Соломонова дома"". ""Новая Атлантида"" осталасьнезаконченной.Сочинения:Сочинения: в 2 т. М., 1977-1978.История правлениякороля Генриха VII. М., 1990.The works. / Collected and ed. by J.Spedding, R. L. Ellis, D. D. Heath. London, 1887-1901. V.1-7.Литература:Субботин А. Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974.Quinton A. FrancisBacon. Oxford, 1980.А. Ф. Грязнов (Bacon) Фрэнсис (1909-92) - английский художник. С 1950-х гг. одиниз крупнейших представителей новой фигурации. Его живописные портреты,фигурные композиции, реплики картин старых мастеров полны остроготрагизма, мрачного ощущения ""ада на земле"".





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru