(Dyck - van) Антонис (1599-1641), фламандский живописец. Работалтакже в Италии и Англии. Ученик П. П. Рубенса. Виртуозные по живописи,сдержанные по колориту парадные аристократические и интимные портреты(""Карл I на охоте"", 1633; портрет Г. Бентивольо, ок. 1623) замечательнытонким психологизмом и благородной одухотворенностью; религиозные имифологические композиции в духе барокко. (Van Dyck, Dijk)Антонис, (22 марта 1599, Антверпен - 9 декабря 1641, Лондон) фламандскийхудожник, один из создателей парадного аристократического портрета 17в.Отличаясь рано проявившейся одаренностью, завидной работоспособностью ивызывавшей восхищение современников ""легкостью"" руки, Ван Дейк создалмножество картин на религиозные и мифологические сюжеты, пользовавшихсяповышенным спросом у церковных и светских заказчиков. Однако подлинным егопризванием стало искусство портрета. Сын антверпенского купца, человек посвоей натуре мятущийся, сумасбродный и честолюбивый, Ван Дейк тяготел кроскоши, к королевским дворам, к жизни аристократов. Персонажи егопарадных портретов отличаются внутренним благородством и аристократическойутонченностью и вместе с тем живой характерностью.Ранний антверпенскийпериод В 10-летнем возрасте Ван Дейк был отдан в обучение к антверпенскомуживописцу Х. ван Балену, а в 1618 принят в гильдию живописцев св. Луки.Работая в мастерской Рубенса, он с 1617 стал сотрудничать с ним ввыполнении некоторых заказов, уже в своих ранних произведениях стремилсяотойти от прямого подражания приемам прославленного учителя и достичьболее самостоятельных живописных решений (""Пьяный Силен"", ок. 1618-20,Королевский музей изящных искусств, Брюссель; Картинная галерея, Дрезден;""Самсон и Далила"", ок. 1620, Картинная галерея Далвичского колледжа,Лондон; ""Св. Мартин и нищие"", ок. 1620-21, Завентам, приходская церковь;Виндзор, королевский замок).Портреты раннего антверпенского периода,запечатлевшие знатных горожан, их семьи, художников с женами и детьми,отмечены строгой простотой, сердечностью (""Семейный портрет"", между 1618 и1619, Эрмитаж; Корнелиса ван Геста, антверпенского мецената, друга изаказчика Рубенса, ок.1620, Национальная галерея, Лондон; живописца ФрансаСнейдерса и его жены Маргариты де Вос, собрание Фрик, Нью-Йорк; ИзабеллыБрант, жены Рубенса, ок. 1620-21, Национальная галерея,Вашингтон).Итальянский период В 1621-27 Ван Дейк посетил Италию.Пребывание его в Генуе, Риме, Венеции, Милане, Палермо сопровождалосьактивным изучением итальянской живописи, особенно Тициана, и сталотриумфальным этапом в развитии его портретного искусства. Внешняяпредставительность сочетается с внутренней одухотворенностью в портретеученого и дипломата кардинала Гвидо Бентивольо (ок. 1623-24, галереяПитти, Флоренция).Поселившись с 1624 в Генуе, художник становитсяпопулярным портретистом крупнейших аристократических семейств города. Онсоздает блестящие обстановочные портреты-картины, в которых надменныестарцы, благородные кавалеры, стройные женщины в тяжелых, богатых платьяхс длинными шлейфами представлены во весь рост на фоне пурпурных драпировоки массивных колонн роскошных генуэзских дворцов (""Маркиза УленаГримальди"", Национальная галерея, Вашингтон; ""Паола Адорно, маркизаБриньоле Сале"", собрание Фрика, Нью-Йорк; ""Паола Адорно с сыном"",Национальная галерея, Вашингтон; ""Конный портрет Антонио Джулио БриньолеСале"", Палаццо Россо, Генуя; ""Маркиза Бальбиани"", Метрополитен-музей;""Семейство Ломеллини"", Национальная галерея, Эдинбург; ""Старый сенатор"",""Супруга старого сенатора"", Картинная галерея Берлин-Далем).Второйантверпенский период (1627-1632) В этот период, совпавший с временемзарубежной дипломатической деятельности Рубенса, Ван Дейк практическистановится первым художником Фландрии; он назначен одним из придворныхживописцев испанской наместницы Изабеллы. Мастерски исполненные крупныеалтарные образы для различных церквей и картины на мифологические сюжетысочетают традиции Рубенса и влияние Тициана. Каноны барочной композицииотступают подчас перед образом лирического плана, подчиняющим всеизобразительные средства (""Отдых на пути в Египет"", начало 1630-х гг.,Старая пинакотека, Мюнхен) Более декоративна написанная на этот же сюжеткартина из Эрмитажа, обычно известная как ""Мадонна с куропатками"" (начало1630-х гг.). Однако в зрелом творчестве Ван Дейка по-прежнему присутствуютпортреты. Среди них парадное изображение вдовствующей эрцгерцогиниИзабеллы в одеянии ордена св. Клары (ок. 1628, Музей истории искусств,Вена), Хендрика ван дер Берга, фельдмаршала испанских войск в Нидерландах(ок. 1628, Прадо) представителей знатных семейств Фландрии и Брабанта(портрет Марии Луизы де Тассис, галерея Лихтенштейн, Вадуц) сановников ибюргеров, и менее парадные, но полные естественной жизненности портретыдрузей и знакомых, в первую очередь собратьев по искусству - фламандскиххудожников Гаспара де Крайера (там же), Хендрика Снайерса (Стараяпинакотека, Мюнхен) Мартина Рейкарта Прадо( филолога и издателя Яна вандер Ваутера Музей( изобразительных искусств, Москва) иезуита и географаЖана Шарля де ла Фай (1624, Королевский музей изящных искусств, Брюссель).В многочисленных автопортретах Ван Дейк создает романтизированный образхудожника - баловня судьбы.Разнообразие характеристик присуще и офортам,составившим изданную в 1627 ""Иконографию"" - сборник офортов-портретовизвестных современников (из 100 изображений мастером собственноручносделано 16, для остальных он давал предварительные эскизы).Английскийпериод В 1632 по приглашению короля Карла I Ван Дейк уезжает в Англию,становится ""главным живописцем на службе их величеств"", получаетдворянский титул и золотую цепь рыцаря. Мечты его сбываются. Незадолго досмерти, благодаря браку с Мери Рутвен, молодой фрейлиной королевы, ВанДейк входит в ряды английской аристократии. Он пишет множество портретовкороля, королевы и их детей; чести позировать ему добивается все высшееобщество.В многочисленных портретах (Филиппа Уортона, 1632,Метрополитен-музей; Томаса Уортона, конец 1630-х гг., Эрмитаж; ДжорджаДигби и Уильяма Рассела, ок. 1637, собрание Спенсера, Олторп; АртураГудвина, 1639, собрание герцога Девонширского, Дербишир), воссоздающихатмосферу английского двора, высокий аристократизм образов сочетается с ихэмоциональной утонченностью. Оригинальностью замысла отличается портретКарла I (ок. 1635, Лувр): принципы парадного изображения выявлены здеськак бы смягченно, в более интимном истолковании, король изображен на фонепейзажа в изящно-небрежной позе, позади слуга держит породистого коня.Однако в целом парадный портрет английского периода приобретает чертыхолодной представительности, внешней декоративности, в нем появляютсясимволические и аллегорические аксессуары.По словам французского писателяРоже де Пиля, ""Ван Дейк создал невероятное количество портретов, надкоторыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу сталторопиться и писать наспех"". На основании рассказа приятеля Ван Дейкакельнского банкира Эберхарда Ябаха известно, что он работал наднесколькими портретами, уделяя заказчику в день не более часа и оставляяисполнение одежды, рук, аксессуаров, фона своим помощникам.В Антверпене.Последние годы жизни Во время своей работы при английском дворе он дваждывозвращался в Антверпен, писал там портреты официальных лиц, получил отантверпенской гильдии звание ""почетного декана"", которого ранее былудостоен только Рубенс, а после смерти Рубенса в 1640 пытался завершитьего большие исторические картины для испанского короля Филиппа IV. Впоследние годы жизни Ван Дейк был захвачен честолюбивыми проектамикрупномасштабных декоративных работ - циклом шпалер для дворца Уайтхолл вЛондоне, росписями главных галерей Лувра, для чего совершил две поездки вПариж. Однако, потерпев неудачу в этих замыслах, больной художник вернулсяв Лондон и вскоре умер. По его завещанию он похоронен в лондонском соборесв. Павла. Литература:Варшавская М. Я.: Ван Дейк. Картины в Эрмитаже. Л.,1963.Смольская Н. Ф. Антонис Ван Дейк. М.; Л., 1963.Грицай Н. И. АнтонисВан Дейк. М., 1979.Браун К. Ван Дейк: Пер. с англ. М., 1987.Larsen E. LOpera Completa di van Dyck. Milano, 1980. V. 2.Т. П. КаптереваВАН ДОНГЕН (van Dongen) Кис (1877-1968) - французский художник. Попроисхождению голландец. Примыкая к фовизму, в 1900-е гг. прославилсятемпераментными, красочными полотнами с изображением танцовщиц, дамполусвета, женскими портретами.
|